1. Про лампочки
Задача: В комнате есть 3 эл. выключателя от эл. лампочек, которые находятся в коридоре за закрытой дверью. За какое минимальное открытие двери можно определить, какой выключатель к какой лампочке относится?

2. Про пилюли
Задача: Каждый день больной должен принимать таблетки, чтобы не умереть. По одной таблетке из каждой баночки. Иная дозировка - смерть. Баночки идентичные, таблетки - тоже. Оставалось 4 таблетки (по две каждого сорта), когда больной их случайно перемешал. Как можно закончить курс лечения и остаться в живых?

3. Про мертвого мужчину
Задача: Среди пшеничного поля нашли мертвого мужчину, крепко сжимавшего в руках спичку. Отчего он умер?

4. Про люки
Задача: Почему люки круглые?

5. Про блендер
Задача: Вас уменьшили и бросили в блендер, который включится через 30 секунд. Что вы будете делать?

6. Про фальшивую монету
Задача: У вас есть 8 монет: 7 весят одинаково, одна весит меньше. Пользуясь весами, найдите легкую монетку менее чем за три шага.

7. Про торт
Задача: Вам подарили на день рождения торт. Как его разделить на 8 равных частей тремя разрезами?

8. Про веревки
Задача: У вас есть две веревки. Про одну известно, что она сгорает ровно за 1 час. Необходимо с помощью этих веревок определить интервал времени в 15 минут. Нужно учитывать, что веревки горят неоднородно.

9. Про цепочку
Задача: На постоялый двор приехал путешественник. Денег у него с собой не было, но была золотая цепочка из шести звеньев. Хозяин постоялого двора согласился принять в оплату комнаты за каждый день по одному колечку с этой цепочки, но так чтобы распиленных колец он получил не больше одного. Как постояльцу нужно распилить цепочку, чтобы можно было ежедневно расплачиваться на протяжении пяти дней?

10. Про настройщиков рояля
Задача: Рассчитайте, сколько в нашем городе настройщиков рояля?

1. Про лампочки
Ответ: Возможно определить за одно открытие двери. Для этого необходимо выйти из комнаты и одновременно включить 2 выключателя, через некоторое время выключить один, а еще через какое-то время - второй. Затем зайти в комнату и пощупать поочередно все 3 лампочки: та, которую не включали, останется холодной; та, которую выключили первой, будет теплой; третья лампочка будет самой горячей, то есть она принадлежит последнему выключателю.

2. Про пилюли
Ответ: Разделить каждую таблетку пополам: одну половину положить в кучку для первого приема, а другую - для второго. Получим две кучки по 4 половины, и в каждой будет по 2 разного вида.

3. Про мертвого мужчину
Ответ: Мужчина летел в самолете с тремя попутчиками. Мотор заглох, самолет начал падать. Пассажиры обнаружили, что на четверых есть всего три парашюта и стали тянуть спички. Один из них вытянул короткую и вынужден был прыгать без парашюта.

4. Про люки
Ответ:
Вариант 1. Крышка квадратной формы может упасть в люк: например, проскочить углом, так как диагональ квадрата больше, чем его стороны. У круга же диаметр одинаков, как его не поворачивай.
Вариант 2 (немного легкомысленный, но тоже имеющий право на существование). Люки круглые, потому что отверстия круглые.
Вариант 3. Круглые люки легче транспортировать.

5. Про блендер
Ответ: 1. Использовать измерительные деления, чтобы выбраться. 2. Попробовать вывинтить стекло. 3. Рискнуть подняться на воздушной струе.

6. Про фальшивую монету
Ответ:
Вариант 1. 1-й шаг: берем 6 монет и кладем на весы (по 3 с каждой стороны). Если вес уравнивается, значит, легкая монета в тех двух, которые остались лежать. 2-й шаг: берем 2 монеты, кладем их на весы и находим более легкую.
Вариант 2. 1-й шаг: берем 6 монет и кладем на весы (по 3 с каждой стороны). Если вес не уравнивается, значит, легкая монета находится на весах, а не одна из двух, которые остались лежать. 2-й шаг: берем 3 монеты, которые с легкой стороны весов. Одну откладываем, а две монеты кладем на весы.

7. Про торт
Ответ:
Вариант 1. 2 раза поперек, крест на крест (как обычно режут торт). Получится 4 куска. 1 раз с ребра пополам (то есть поверхность ножа горизонтальна поверхности стола). Получится 8 кусков, т.к. каждый кусок разрежется еще на 2 части.
Вариант 2. Разрезать пополам. Сложить половинки одна на другую и разрезать второй раз. Затем опять сделать «бутерброд» из четвертинок и разрезать его пополам.

8. Про веревки
Ответ:
1. Зажигаем одновременно две веревки, причем одну - с одного конца, а вторую - с обоих.
2. Через полчаса сгорит полностью вторая веревка. В этот момент первой веревке осталось гореть ровно полчаса.
3. Зажигаем с двух концов то, что осталось от первой веревки (с одного конца она уже горит) - вот тут и начинается отсчет 15 минут.
4. Ровно через 15 минут ничего не останется и от первой веревки.

9. Про цепочку
Ответ: Необходимо распилить третье звено. Первый день он расплатится распиленным колечком, на следующий - отдаст два звена вместе, а сдачей будет отданное вчера распиленное колечко. В третий день заплатит куском из трех звеньев, а сдачей будет заплаченные им вчера два звена и т.д.

10. Про настройщиков рояля
Один из вариантов решения: сначала определить, сколько роялей в городе. Для этого надо посчитать количество школ и примерное число учеников в них (с поправкой на то, что не у каждого ученика есть дома рояль). Затем прикинуть период активного использования рояля, а также сколько примерно требуется настроек за период. Далее подумать, сколько минимально заказов нужно выполнять мастеру, чтобы можно было на этом зарабатывать или как минимум выживать. Соотнести все значения и определить количество настройщиков рояля в городе.

1. Про лампочки
Задача: В комнате есть 3 эл. выключателя от эл. лампочек, которые находятся в коридоре за закрытой дверью. За какое минимальное открытие двери можно определить, какой выключатель к какой лампочке относится?

2. Про пилюли
Задача: Каждый день больной должен принимать таблетки, чтобы не умереть. По одной таблетке из каждой баночки. Иная дозировка - смерть. Баночки идентичные, таблетки - тоже. Оставалось 4 таблетки (по две каждого сорта), когда больной их случайно перемешал. Как можно закончить курс лечения и остаться в живых?

3. Про мертвого мужчину
Задача: Среди пшеничного поля нашли мертвого мужчину, крепко сжимавшего в руках спичку. Отчего он умер?

4. Про люки
Задача: Почему люки круглые?

5. Про блендер
Задача: Вас уменьшили и бросили в блендер, который включится через 30 секунд. Что вы будете делать?

6. Про фальшивую монету
Задача: У вас есть 8 монет: 7 весят одинаково, одна весит меньше. Пользуясь весами, найдите легкую монетку менее чем за три шага.

7. Про торт
Задача: Вам подарили на день рождения торт. Как его разделить на 8 равных частей тремя разрезами?

8. Про веревки
Задача: У вас есть две веревки. Про одну известно, что она сгорает ровно за 1 час. Необходимо с помощью этих веревок определить интервал времени в 15 минут. Нужно учитывать, что веревки горят неоднородно.

9. Про цепочку
Задача: На постоялый двор приехал путешественник. Денег у него с собой не было, но была золотая цепочка из шести звеньев. Хозяин постоялого двора согласился принять в оплату комнаты за каждый день по одному колечку с этой цепочки, но так чтобы распиленных колец он получил не больше одного. Как постояльцу нужно распилить цепочку, чтобы можно было ежедневно расплачиваться на протяжении пяти дней?

10. Про настройщиков рояля
Задача: Рассчитайте, сколько в нашем городе настройщиков рояля?

1. Про лампочки
Ответ: Возможно определить за одно открытие двери. Для этого необходимо выйти из комнаты и одновременно включить 2 выключателя, через некоторое время выключить один, а еще через какое-то время - второй. Затем зайти в комнату и пощупать поочередно все 3 лампочки: та, которую не включали, останется холодной; та, которую выключили первой, будет теплой; третья лампочка будет самой горячей, то есть она принадлежит последнему выключателю.

2. Про пилюли
Ответ: Разделить каждую таблетку пополам: одну половину положить в кучку для первого приема, а другую - для второго. Получим две кучки по 4 половины, и в каждой будет по 2 разного вида.

3. Про мертвого мужчину
Ответ: Мужчина летел в самолете с тремя попутчиками. Мотор заглох, самолет начал падать. Пассажиры обнаружили, что на четверых есть всего три парашюта и стали тянуть спички. Один из них вытянул короткую и вынужден был прыгать без парашюта.

4. Про люки
Ответ:
Вариант 1. Крышка квадратной формы может упасть в люк: например, проскочить углом, так как диагональ квадрата больше, чем его стороны. У круга же диаметр одинаков, как его не поворачивай.
Вариант 2 (немного легкомысленный, но тоже имеющий право на существование). Люки круглые, потому что отверстия круглые.
Вариант 3. Круглые люки легче транспортировать.

5. Про блендер
Ответ: 1. Использовать измерительные деления, чтобы выбраться. 2. Попробовать вывинтить стекло. 3. Рискнуть подняться на воздушной струе.

6. Про фальшивую монету
Ответ:
Вариант 1. 1-й шаг: берем 6 монет и кладем на весы (по 3 с каждой стороны). Если вес уравнивается, значит, легкая монета в тех двух, которые остались лежать. 2-й шаг: берем 2 монеты, кладем их на весы и находим более легкую.
Вариант 2. 1-й шаг: берем 6 монет и кладем на весы (по 3 с каждой стороны). Если вес не уравнивается, значит, легкая монета находится на весах, а не одна из двух, которые остались лежать. 2-й шаг: берем 3 монеты, которые с легкой стороны весов. Одну откладываем, а две монеты кладем на весы.

7. Про торт
Ответ:
Вариант 1. 2 раза поперек, крест на крест (как обычно режут торт). Получится 4 куска. 1 раз с ребра пополам (то есть поверхность ножа горизонтальна поверхности стола). Получится 8 кусков, т.к. каждый кусок разрежется еще на 2 части.
Вариант 2. Разрезать пополам. Сложить половинки одна на другую и разрезать второй раз. Затем опять сделать «бутерброд» из четвертинок и разрезать его пополам.

8. Про веревки
Ответ:
1. Зажигаем одновременно две веревки, причем одну - с одного конца, а вторую - с обоих.
2. Через полчаса сгорит полностью вторая веревка. В этот момент первой веревке осталось гореть ровно полчаса.
3. Зажигаем с двух концов то, что осталось от первой веревки (с одного конца она уже горит) - вот тут и начинается отсчет 15 минут.
4. Ровно через 15 минут ничего не останется и от первой веревки.

9. Про цепочку
Ответ: Необходимо распилить третье звено. Первый день он расплатится распиленным колечком, на следующий - отдаст два звена вместе, а сдачей будет отданное вчера распиленное колечко. В третий день заплатит куском из трех звеньев, а сдачей будет заплаченные им вчера два звена и т.д.

10. Про настройщиков рояля
Один из вариантов решения: сначала определить, сколько роялей в городе. Для этого надо посчитать количество школ и примерное число учеников в них (с поправкой на то, что не у каждого ученика есть дома рояль). Затем прикинуть период активного использования рояля, а также сколько примерно требуется настроек за период. Далее подумать, сколько минимально заказов нужно выполнять мастеру, чтобы можно было на этом зарабатывать или как минимум выживать. Соотнести все значения и определить количество настройщиков рояля в городе.

Из всех классических жанров игр для ПК головоломки являются настоящими старожилами.

Однако в данном списке мы постарались отобрать лучших представителей жанра не за всё время существования игровой индустрии, а только те, что вышли относительно недавно (в противном случае подборка была бы в несколько раз длиннее).

Мы руководствовались довольно строгими критериями. Надеемся, что вы найдёте здесь игры, которые вы ещё не проходили и которые проверят вашу сообразительность и умение решать задачи, используя нестандартный подход. Именно поэтому здесь отсутствуют такие проекты, как Peggle, который сложно назвать головоломкой, и Tetris, где геймплей весьма однообразен.

Нам было интересно собрать игры, заставляющие хорошенько напрячь извилины и получить удовольствие от решения креативных задач. Данный список будет пополняться по мере выхода новых проектов (или если мы решим, что какие-нибудь из старых игр всё же достойны упоминания).

Kami

Правила Kami просты: кликаем на любой одноцветный узор, чтобы изменить его цвет, и пытаемся добиться того, чтобы всё игровое поле в итоге перекрасилось в один цвет за как можно меньшее количество ходов. Базовая техника заключается в объединении крупных областей игрового поля, окружающих маленькие островки отдельных цветов, чтобы в результате получить одноцветное поле.

Принцип довольно прямолинеен, но здесь необходимо продумывать свои действия на несколько шагов вперёд, а первое же задание после завершения тренировки способно поставить в тупик. Тем не менее, решать задачи здесь крайне приятно, равно как и смотреть на то, как разворачиваются бумажные фигуры на экране. Стоит отметить и расслабляющую музыку, благодаря которой игра превращается в отличный вечер провести время за чашечкой кофе после обеда.

Единственная проблема Kami – это ограниченное количество ежедневных подсказок. На мобильных устройствах вы можете покупать их, но на ПК (игра продаётся в Steam за разумные 4/2.79 долларов) микротранзакции отсутствуют. Если у вас закончатся ежедневные подсказки, то придётся ждать следующего дня, так как подсказки здесь очень важны. Наткнувшись на особо сложный паззл и получив намёк на первый ход, вы можете самостоятельно додумать решение, не испытывая при этом чувства, что вы сжульничали.

Kami попала в наш список, несмотря на указанные проблемы. В конце концов, их можно обойти: если у вас кончились подсказки, можно просто поменять дату в своей ОС и моментально получить новые.

Lyne

Lyne – это ещё одна мультиплатформенная игра, достойная внимания. Здесь практически не бывает ситуаций, ставящих вас в тупик до момента озарения – в этой игре вы постоянно меняете фигуры на игровом поле, пока не добьётесь верной последовательности. Принцип проекта заключается в следующем: на экране находится несколько фигур, которые необходимо соединить. Соединять можно только фигуры одного типа, а линии не должны пересекаться.

Как видно на скриншоте, в результате получаются зизгзагообразные конструкции без единого пересечения линий. Порой условия головоломок бывают довольно трудными, но каждая из задач вполне решаема. Неплохой способ потратить 3 или 2 доллара в Steam.

SpaceChem – это игра о создании молекул, однако вам не потребуются глубокие познания в химии для решения задач. В этом вся прелесть проектов от Zachtronics Industries - к примеру, TIS-100, головоломка с использованием языка программирования, крайне дружелюбна для всех, кто далёк от этой области.
В SpaceChem вы создаёте последовательность действий – своеобразные инструкции по созданию молекул.

Как и в игре Infinifactory, создавать паттерны и наблюдать за тем, как они реализовываются на ваших глазах, это настоящее удовольствие. Но рано или поздно уровни в SpaceChem становятся действительно сложными, поэтому запаситесь терпением и выдержкой. Цена в Steam составляет 10/7 долларов .

Основная механика в The Swapper (цена в Steam – 15/12 долларов) заключается в создании клонов основного персонажа в точках, находящихся в вашем поле зрения, и переключения между созданными клонами. Клоны повторяют все действия вашего персонажа, независимо от своего местоположения. Допустим, если вы создадите клона на платформе над собой и сделаете пару шагов вперёд, то этот клон свалится с платформы, ломая себе шею с характерным хрустом.

Головоломки основаны на преодолении препятствий (различные переключатели и источники света, мешающие созданию клонов), но сам геймплей по ходу игры остаётся прежним. Вы с самого начала получаете все доступные приёмы, и если вы быстро освоитесь, то сможете довольно быстро пронестись по ранним уровням игры.

Объекты и окружение являют собой оцифрованные модели из глины, а потому игра имеет невероятную полуреалистичную эстетику: заброшенная космическая станция из The Swapper выглядит так, словно вы можете сами дотронуться до объектов на экране. Помимо отличного геймплея игра радует и неплохим сценарием, в котором исследуется непростая тема – кого можно называть живым человеком, а кого нет. Иными словами, здесь можно ломать голову не только над задачами, но и над вопросами жизни и смерти.

Braid

Каждый мир в Braid (цена в Steam – 15/11 долларов) начинается с измёненной версии обучающего уровня. Перед вами пропасть, через которую ваш герой, напоминающий Марио, никак не может перепрыгнуть. Изначально это ставит в тупик – здесь нет типичных для 2D-платформеров объектов, позволяющих перескакивать с одной области на другую. Поэтому задачи здесь могут показаться невыполнимыми. Но это лишь на первый взгляд. Braid превращает привычный жанр в совершенно новый, добавляя в него постепенно разрастающийся набор абстрактных правил и механик.

В каждом мире действуют свои правила и механики, связанные со временем. К примеру, в одном вы можете по нажатию кнопки пускать время в обратном направлении. В другом – течение времени изменяется во время ваших передвижений. Механики не усложняются, они просто становятся более уникальными. Реальная сложность заключается в дизайне уровней. Некоторые загадки займут у вас часы, другие же могут растянуться на несколько дней. Озарение, как правило, приходит внезапно – как в процессе игры, так и во время ваших повседневных дел.

По мере прохождения бездонная пропасть уже не кажется такой страшной. «Неправильные» платформинговые уровни превращаются в простые головоломки, где всё действует в рамках уже изученных вами механик.

В первой же сцене фильма «Большое приключение Пи-Ви» главный герой делает себе завтрак при помощи невероятно сложного устройства Руби Голдберга. Здесь множество объектов, которые при обычных условиях никак не связаны друг с другом, взаимодействуют в едином механизме – свеча поджигает верёвку, которая опускает наковальню, активирующую колесо, чтобы… в общем, вы уловили мысль. И всё это ради того, чтобы приготовить омлет.

The Incredible Machine 2 (как и первая часть) полностью состоит из уровней с такими же абсурдными и гениальными устройствами Голдберга, а игроку предстоит решать простые задачи максимально усложнёнными способами. Допустим, от вас требуется просто забросить теннисный мяч в урну, но для этого необходимо как-то связать воедино мельницы, шестерёнки, хомяка в колеса, парочку батутов и боксёрскую перчатку.

У каждого паззла существует идеальное решение, но по мере того, как арсенал ваших приспособлений пополняется новыми объектами, растёт и число способов решить очередную задачу – тут всё зависит от вашего креатива. И несмотря на то, что сложность уровней повышается прямо на глазах, неудачи здесь не разочаровывают, а становятся поводами для улыбки. Экспериментальная природа игры The Incredible Machine (приобрести её можно в GOG за 10 долларов) делаёт её головоломкой на все времена.

Даже если отбросить глубоко проработанный сюжет The Talos Principle, в сухом остатке мы получим потрясающую головоломку. Игра в основном состоит из комнат с паззлами, где необходимо поднимать и передвигать объекты (коробки, призмы, соединяющие лазеры и открывающие двери, вентиляторы и прочее), чтобы в итоге донести нужный предмет до выхода и закончить уровень. Время от времени игра презентует нам новые устройства, но все основные механики остаются неизменными до самого конца.

Когда в нашем распоряжении оказывается сразу несколько устройств, перед нами открывается огромный простор для экспериментов. Что сможет поднять вентилятор? Когда его запускать? Как его активировать? Каждая задача поначалу кажется невыполнимой, но путём проб и ошибок можно найти способ, который покажется настолько простым и очевидным, что вы с удивлением спросите себя: «И почему я не додумался до этого два часа назад?».

То, что сценарист The Talos Principle (цена в Steam – 40/30 долларов) работал и над The Swapper, совершенно не удивляет. Обе игры поднимают вопросы сознания, человечности и моральной двусмысленности, заворачивая их в геймплей, идеально подходящий для размышлений. Да, сценарий The Talos Principle выполнен на высочайшем уровне.

Здесь есть нарастающее чувство неопределённости, которым прославилась первая Portal, вкупе с действительно умными философскими мыслями. Поэтому во время решения задач вы также задаётесь вопросами о природе своих действий и о том, повлияют ли ваши выборы на общий исход истории. Прекрасная во всех смыслах головоломка.

Fez

Fez – это очаровательный и на удивление грустный платформер-головоломка, который на первый взгляд не кажется сложным. Протагонист Гомез, которому предстоит отправиться в путешествие по мирному 2D-миру, внезапно столкнувшемуся с 3D, должен проходить через трёхмерные уровни, представленные в двухмерной перспективе. Звучит запутанно! Так и есть, однако пройти всю игру до конца может практически каждый. Реальные загадки в Fez – это природа показанных головоломок.

То, как они представлены, заставляет строить различные догадки: странные иероглифы и QR-коды, встречающиеся на протяжении всей игры, породили множество теорий среди игрового сообщества, а некоторые из них не расшифрованы и по сей день. Если вы готовы присоединиться к тем, кто пытается докопаться до истинной природы Fez, рекомендуем не откладывать это в долгий ящик.

Hexcells – это медленная игра, где всё делается методично, поскольку за неправильные ходы вас наказывают. Представьте себе усложнённую версию «Сапёра». Поле состоит из шестиугольников, некоторые из которых являются частью паттерна и окрашиваются в синий цвет, если нажать на них. Другие же не входят в это число – если щёлкнуть по ним правой кнопкой мыши, вы увидите, сколько таких же шестиугольников находится на поле. Некоторые из них дают вам полезную информацию – к примеру, связаны ли друг с другом два соседних синих шестиугольника.

В Hexcells необходимо собирать информацию по кусочкам и на её основе определять недостающие части общей картины. Например, если закрытая ячейка находится рядом с синей ячейкой, возле которой уже открыта другая синяя ячейка, то вы можете легко просчитать число оставшихся смежных ячеек. В действии механика игры оказывается не особо сложной, однако задачи заставят вас как следует попотеть, как, например, какое-нибудь судоку.

Разумеется, победа в игре чувствуется как заслуженное достижение – выполнить задачу без единой ошибки сможет далеко не каждый. Игра не подойдёт для тех, кто привык экспериментировать с исходными данными задачи, чтобы в результате прийти к решению (как в Lyne и Infinifactory). Здесь необходимо делать строго выверенные шаги в определённой последовательности, чтобы завершить уровень. Стоимость Hexcells Infinite в Steam составляет всего 5/4 долларов.

Объяснить, в чём заключается суть Antichamber (которая продаётся в Steam за 20/15 долларов) довольно сложно. Начнём с того, что это суровая головоломка с видом от . В её минималистичных коридорах и загадочных комнатах действуют определённые правила, для понимания которых порой необходимо взглянуть на вещи с другой перспективы, иногда буквально. Здесь практически нет сюжета, поэтому геймплей в основном состоит из исследований комнат.

Большую часть игры вы проведёте в окружении странной архитектуры и устройств и попытках понять, как они могут вам пригодиться в прохождении и как они связаны с загадками мира Antichamber. Наше понимание того, как функционирует пространство в головоломках от первого лица, полностью рушится в этой игре. Дальнейшие объяснения могут стать для вас спойлерами.

Большинство поверхностей и объектов окрашены в белый цвет, а их границы обведены чёрным, но насыщенность цветов меняется в каждом зале и комнате, словно игра экспериментирует с градиентами в MS Paint. Суть в том, что каждый цвет имеет значение. Цвет и каждый другой визуальный, слуховой и тактильный компонент вписывается в психоделическую логику игры.

Уловив эту логику, вы приблизитесь к разгадке, но вам необходимо ещё и грамотно применить её в решении очередной задачи. Например, как только вы поймёте, что некоторые двери открываются только тогда, когда находятся вне поля зрения, вам нужно ещё скомбинировать это с полученными ранее знаниями и прорваться через череду усложняющихся головоломок. Чем больше вы понимаете в Antichamber, тем меньше доверяете себе.

В основе World of Goo (как и у любой другой хорошей головоломки) лежит простая механика: используем эластичные, клейкие (и разумные) шарики для создания структур, которые позволят им добраться до трубы, переправляющей их в штаб-квартиру мира Гу. От вас не требуют ничего невозможного – на одном уровне мы строим башню из шариков, на другом – мост, однако масштабы строительства стремительно разрастаются.

На уровнях появляются препятствия вроде циркулярных пил, шипов и огня, убивающих шарики, а со временем в игру вводятся особые шарики. Некоторые способны парить в воздухе, другие же можно отсоединять и использовать заново, хотя попадаются и бесполезные виды шариков. А поскольку в этом мире всё состоит из шариков, все ваши конструкции оказываются нестабильными: вам нужно следить за тем, чтобы ваша шатающаяся постройка не развалилась раньше времени.

World of Goo является выдающейся головоломкой ещё и из-за своего внимания к различным деталям, прекрасно дополняющим живописный мир игры. Пищащие шарики с глазами-пуговками не могут не вызывать умиления, а забавные сообщения, оставляемые загадочным проводником, поддерживают интерес к игре даже тогда, когда сталкиваешься с крайне трудным заданием. Это неожиданно, но здесь есть и сюжет, который становится мрачным ближе к финалу, не теряя при этом своего шарма.

На достойном уровне выполнен и саундтрек, который как нельзя лучше вписывается в игру о попытках построить из липких шариков что-нибудь устойчивое. World of Goo определённо попадает в категорию игр, в которые должен поиграть каждый. И печально, что с момента выхода игры прошло уже 7 лет, а новостей о сиквеле по-прежнему нет.

Infinifactory стала одной из самых высоко оценённых игр 2015 года, а многие и сегодня называют её своей самой любимой головоломкой. Infinifactory во многом схожа с SpaceChem, но при этом является более простой в освоении. Стараясь угодить инопланетянам, захватившим вас, вам предстоит строить различные устройства, используя блоки и реактивный ранец. Самая первая задача весьма проста – нужно лишь доставить предмет из раздаточного устройства в нужный отсек, но со временем миссии будут усложняться, а вместе с ними и конструкции на уровнях.

В Infinifactory стоит играть ради того, чтобы построить механизм гигантских размеров и с удовольствием наблюдать, как все компоненты работают без единого изъяна. Как сказал один из наших редакторов, «это видеоигровой эквивалент зацикленных гифок, где запечатлена работа механизмов». Здесь есть также мрачная история, а на последних уровнях появляется крайне живописное окружение. Infinifactory стоит 25/19 долларов в Steam, и она полностью оправдывает свою цену.

Portal стала успехом, причём оглушительным, и на то был ряд причин. Сценарий, юмор и история, которые застали нас врасплох, когда мы впервые отправились в тестовые комнаты Aperture Science в головоломке от Valve в 2007 году. И дело в том, что даже без всего вышеперечисленного игра оставалась бы шикарным паззлом. Прохождение тестовых комнат с одной лишь портальной пушкой в руках было само по себе увлекательным и забавным. Игра кардинально отличалась от всего, что мы привыкли видеть в жанре FPS.

Базовая механика улавливается за несколько секунд. Размещаем два портала в двух точках зала, проходим через один и выходим через другой, где бы тот ни находился. Каждая новая комната сложнее предыдущей, и вскоре вы начнёте использовать порталы, чтобы обходить турели, перелетать через кислотные реки, активировать кнопки и перенаправлять лазеры. Иногда нужно даже выстреливать порталами на лету, чтобы сохранить скорость полёта и добраться до иначе недоступных мест.

Сложность в игре растёт в правильном темпе, чтобы бросить вызов игроку, но при этом не потерять его интерес. А в конце вас ждёт битва с боссом, где необходимо применить полученные в ходе прохождения навыки, чтобы услышать ту самую финальную песню. И хотя Portal 2 по всем параметрам превосходит оригинал, мы ещё раз хотим подчеркнуть, что первая часть – это прекрасный способ потратить несколько часов своей жизни. (И, конечно, не проходите мимо Portal 2 с её ).

Практически в любой игре нам приходится включать серое вещество для решения определенных задач. Но есть такие продукты, в которых решение задач и является главной их особенностью. В данной статье речь пойдет о играх в жанре головоломки, а точнее о десятке лучших из них. Представляем вашему вниманию 10 лучших игр головоломок, которые обязан пройти каждый геймер, являющийся поклонником данного жанра. Поехали!

10. Samorost 3

Начать список лучших игр головоломок мы решили с Samorost 3 . Игра предлагает всем геймерам отправиться в незабываемое приключение по девяти странным мирам. Главным героем данной головоломки выступает любознательный космический гном, стремящийся узнать все о вселенной. Каждый, кто решится опробовать Samorost 3 , получит массу незабываемых впечатлений. Ключевыми особенностями игры являются красивая визуальная составляющая, превосходный звук, а также разнообразные и очень неглупые головоломки.

9. Trine 2

Девятое место досталось паззл-платформеру Trine 2 . И хотя игра лишь отчасти является головоломкой, благодаря интересным задачкам, которые она предлагает, Trine 2 без сомнения заслуживает места в данном ТОПе. В этой игре мы выступаем в роли не одного, а трех героев – воровки Зои, рыцаря Понтия и волшебника Амадея. Вся суть заключается в том, что каждый персонаж обладает набором уникальных навыков, благодаря которым и нужно решать некоторые задачки. Вследствие этого игра не надоедает на протяжении всего прохождения, так как в ней постоянно что-то меняется и происходит. Помимо интересного геймплея, Trine 2 обладает превосходной графикой, позволяющей остановиться на минутку и полюбоваться внутриигровыми пейзажами.

8. Syberia 1, 2

Легендарная «Сибирь» не зря попала в наш список лучших головоломок, ведь совмещает в себе безупречную стимпанковую стилистику, море захватывающих заданий и довольно интересный сюжет. Мы долго не могли решить, какая из частей лучшая, а поэтому добавили обе. Syberia – это приключение на несколько часов, во время которых любой игрок попадет в шкуру любопытной Кейт Уолкер. Даже сейчас спустя немало времени, обе части данной дилогии выглядят вполне достойно.

7. Unravel

По сути, Unravel – это платформер с элементами головоломки, в котором мы играем за маленького человечка из пряжи по имени Ярни. Именно в происхождении протагониста и кроется вся загадка. Геймплей заставляет нас продумывать то, как взаимодействовать с некоторыми предметами, чтобы нитки из которых создан герой, постоянно были в запасе. В Unravel фотореалистичная графика, благодаря которой во время прохождения возникает чувство будто смотришь очередной шедевр Pixar.

6. Machinarium

Вышедшая в 2009 году головоломка под названием Machinarium сразу влюбила в себя миллионы геймеров, любящих задействовать в играх серое вещество. В игре содержится огромное количество непохожих друг на друга головоломок, каждая из которых тем или иным образом раскрывает подробности сюжета. Однако даже не геймплей является ключевой составляющей успеха Machinarium – за это отвечает уникальный стиль и внутриигровой мир, в котором происходит основное действие. Игра по праву заслуживает места в списке лучших…

5. The Witness

The Witness показывает насколько бурным может быть человеческое воображение. Внутриигровой мир создан так, будто бы кто-то решил в деталях воссоздать один из своих снов. Но за цветастыми пейзажами скрываются достаточно сложные головоломки, имеющие иногда несколько типов решений. Кроме того, система загадок сделана таким образом, что заставляет нас с диким интересом присматриваться к каждой детали в поисках какой-то подсказки. Как и предыдущие работы Джонатана Блоу (Jonathan Blow), в The Witness вся механика работает как швейцарские часы – идеально.

4. Limbo

На первый взгляд, Limbo может показаться очень простой в механике и графике игрой. В принципе, так и есть! Головоломки в Limbo довольно простые, но в то же время запоминаются на долгое время. Атмосфера данного продукта просто взрывает мозг, когда начинаешь приключение за таинственного мальчика, блуждающего по еще более таинственному миру. Другой важной особенностью Limbo является визуальный стиль, в котором она выполнена. Такое не забудется никогда – Limbo – это стопроцентный мастхэв для каждого геймера!

3. Braid

И снова Джонатан Блоу мелькает в нашей статье. На сей раз благодаря своей легендарной головоломке Braid . В игре нам предлагают банальный, но в то же время интересный сюжет, в центре которого лежит любовь между героем по имени Тим и его возлюбленной принцессой. Персонажу нужно спасти девушку и вытащить из рук ужасного монстра. К счастью, протагонист может взаимодействовать со временем, перематывая его назад или вперед. Именно на этом и строится основная механика Braid . Некоторые задачки продуманы до мельчайших деталей, благодаря чему прохождение дарит незабываемые эмоции.

2. The Talos Principle

Серебро в нашем ТОПе лучших игр в жанре головоломки достается игре от создателей серии шутеров Serious Sam – The Talos Principle . Хорваты из студии Croteam смогли сделать игру, совмещающую в себе идеальный геймплей и наполненный глубоким смыслом сюжет. Мы выступаем за робота, который общается с высшим голосом и решает задачки, оставленные для него кем-то или чем-то очень разумным. В The Talos Principle прохождение каждой головоломки ведет за собой целую цепь философских вопросов, которые возникают после прослушивания некоторых фраз закадрового голоса и прочтения текстов. Эта игра, подобно книге, учит, заинтересовывает и позволяет мыслить под разными углами.

1. Portal 1, 2

Кто бы сомневался, но золото достается дилогии Portal , созданной американской компанией Valve. Именно в этих играх можно хорошенько посмеяться после некоторых шуток, сказанных неигровыми персонажами, а также изрядно потрудиться над решением захватывающих головоломок. Главным персонажем Portal является девушка Челл, которой суждено пройти десятки логических испытаний.


В игре нам позволяют использовать портальную пушку – специальное устройство, позволяющее создавать порталы в материи. Благодаря таким вот дырам в пространстве девушка должна проходить из одной комнаты в другую, приближаясь к главному злодею – роботу ГЛэДОС. Если кто-то каким-то образом пропустил первую и вторую части Portal , советуем исправить ситуацию и опробовать эти замечательные игрушки.

Кому-то нравится участвовать в виртуальных автогонках, а для кого-то лучшим времяпрепровождением являются онлайн-головоломки. Для последних мы подобрали лучшие логические игры-задачи, которые можно решать в режиме реального времени.

История возникновения головоломок

Первые логические головоломки появились еще в Древнем Египте. Одной из самых ранних задач на сообразительность, обнаруженных историками, считается задание, содержащееся в пятиметровом папирусе, датированном XVII веком до н. э. Свою лепту в развитие головоломок внесли и древние греки. К примеру, математик Диофант, живший в III веке, составил свой вариант логической задачи: «Найди три числа, складывая которые попарно, можно получить 20, 30 и 40».

Ученые средневековой Европы считали: головоломки помогают совершенствовать логическое мышление. Ирландец Алкуин в IX веке издал целый труд «Задачи для развития молодого ума». Некоторые примеры из этой книги до сих пор встречаются в сборниках логических заданий. Помните известную задачу о крестьянине, которому нужно с одного берега на другой перевезти в целости и сохранности козу, волка и капусту так, чтобы в лодке одновременно находились только два объекта? Авторство этой головоломки принадлежит Алкуину.

В эпоху Возрождения во Франции появился новый вид головоломок — ребусы. Их составлением увлекалась вся знать. Например, король Пруссии Фридрих как-то отправил Вольтеру зашифрованное в ребус приглашение на обед, обозначив в нем место и время встречи. Поэт, отличавшийся остроумием, ответил монарху в его стиле — ребусом.

В наше время логические задачи перекочевали из мира реального в виртуальный. Сегодня онлайн-головоломки считаются одним из самых популярных видов интернет-игр, аудитория пользователей которых исчисляется сотнями миллионов.

ТОП-10 логических задач

Собираясь играть в логические игры онлайн, следует правильно подойти к их выбору, поскольку сейчас на рынке много третьесортного продукта, не представляющего интереса с точки зрения сложности заданий и отличающегося примитивной графикой. Составленный нами по отзывам пользователей ТОП-10 интернет-головоломок включает различные виды логических задач и поможет сориентироваться в выборе лучшей игры.

Six Trix

Эта игра фактически является одной из версий хорошо известного всем тетриса. Принцип остался тот же — из различных фигур необходимо складывать горизонтальные линии, максимально заполняя пустые клетки поля. Разница со старым тетрисом состоит в том, что игрокам предлагают собирать аж 35 видов фигур, причем все они трехмерные (объемные), поэтому их можно переворачивать в любом направлении. Каждую минуту скорость падения новых фигур увеличивается, правда, и бонусные очки за очередную сложенную линию тоже удваиваются.

Маджонг

Этот вид онлайн-головоломки помогает развивать не столько мышление, сколько память и внимание, поскольку игрокам предлагается найти среди разложенных на рабочем поле картинок карточки с одинаковым изображением. Принцип чем-то напоминает игру в пасьянс, когда нужно убрать с поля все карты. Игроков подстегивает время: на каждом уровне свой лимит, в который нужно обязательно уложиться.

Lines 98

Старые добрые «Линии», несмотря на свой солидный возраст, по-прежнему остаются в списке популярных логических игр интернет-пространства. Правила просты: на игровом поле, разделенном на клетки, находятся шарики нескольких цветов. Собирая их в линии по цвету, вы удаляете шарики с поля и получаете очки. Разработчики предоставили право пользователям самостоятельно выбирать — играть на время или без включения таймера.

Тем, кому эта игра покажется примитивной, можем посоветовать обратить внимание на ее более сложную версию — «Сокровища пиратов», разработчики которой заменили шарики на драгоценные камни и подготовили игрокам много неожиданных сюрпризов, цель которых — помешать собрать нужное количество камней.

Построй мост

Простая графика данной онлайн-головоломки компенсируется увлекательными задачами, которые приходится решать. На первый взгляд, задания не отличаются сложностью: из предложенных элементов следует построить мост. Но чтобы его выполнить, нужно знать законы физики и обладать нестандартным мышлением. На каждом последующем уровне конструкции мостов становятся все сложнее.

Успешный эксперимент

Это еще одна игра-конструктор, относящаяся к разряду головоломок. Перед игроком стоит задача доставить шар под номером 8 из начальной точки в конечную, используя другие шары и предметы и избегая ловушек, расставленных разработчиками.

Игра со спичками

При всей своей простоте и примитивизме эта разновидность онлайн-головоломки является одной из наиболее увлекательных. Ее вариаций существует немало, но основных две:

  • получить нужную геометрическую фигуру, убрав или переложив заданное количество спичек;
  • переделать путем манипуляций с указанным числом спичек предложенный математический пример так, чтобы он стал правильным.

Stone Hedge

Этот квест позволит вам почувствовать себя в роли Шерлока Холмса. Главный герой - Прескотт, за которого вы будете играть, должен расследовать преступление. Он постепенно собирает улики и подсказки, приводящие в итоге к разгадке. На сегодня уже выпущено семь частей данной онлайн-головоломки.

Шарики и математика

Эта логическая головоломка придется по вкусу любителям математических вычислений. Задача игрока — провести желтый шарик по полю, занятому темными шарами с числами, до клетки с оранжевым шаром, выполнив при этом указанное слева правило, например, - 10 + 6. Это значит, что в следующей клетке должен находиться шар с числом, на 10 меньше указанного на желтом шаре, а в последующей — на 6 больше.

С каждым уровнем задача усложняется.

Секретное задание

Головоломка понравится тем, кто любит разгадывать загадки. Авторы игры предлагают вам выступить в роли тайного агента, которому нужно выполнить секретное задание. Но вначале придется найти это самое задание, поэтому придется быть максимально внимательным и уповать на собственное логическое мышление.

Пасьянс

Мы не могли не внести в перечень лучших логических игр пасьянс. Тем более сегодня, помимо традиционной «Косынки», существует несколько десятков его разновидностей: «Бушидо», «Скорпион», «Коврик», «Три пика», «Скарабей», «Майями», «Совпадение» и пр. Каждый из них рассчитан больше на внимательность, но логику тоже придется подключать.

Вот еще одна версия ТОП-10 лучших интернет-головоломок:

Головоломки онлайн помогают убить время, но не стоит посвящать им каждую свободную минуту. Ведь в реальном мире так много всего интересного: общение, знакомства, путешествия. Согласитесь, приятнее вспоминать, где ты побывал и что видел, а не как прошел пятнадцатый уровень в очередной интернет-игре.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png