Ключевые идеи неизданной на русском языке книги Джарона Ланье от сервиса MakeRight.ru .

В закладки

В книге «Десять аргументов в пользу того, чтобы удалить свои аккаунты в соцсетях прямо сейчас» Джарон Ланье пишет о том, в чём состоят неочевидные опасности социальных сетей, как их создатели манипулируют пользователями и делают их злыми, глупыми и ограниченными.

Сразу после выхода книга стала бестселлером № 1 на сайте Amazon в разделе «Взаимодействие человека и компьютера». На русском языке она не издавалась.

Предисловие

Если судить по названию, то может показаться, что книгу написал какой-то ретроград, ярый враг современной цифровой жизни, неспособный её понять из-за ограниченности кругозора.

Однако это совсем не так. Джарон Ланье - автор термина «виртуальная реальность», один из её создателей, представитель киберэлиты Кремниевой долины, учёный-изобретатель и футуролог. Сложно заподозрить его в дилетантизме суждений. Чем же ему не угодили социальные сети?

Книга начинается с параллели между собаками и кошками. Собаки, некогда дикие, стали друзьями человека. Они могли бы жить на воле, но мы приручили их, и теперь они наши постоянные спутники, надёжные и преданные.

Другое дело - кошки. Они пришли сами, потому что так захотели, и остались с нами. Они гуляют сами по себе, и не только гуляют. Кошки обладают свободой и не собираются ею поступаться.

Мы любим собак, но не хотели бы в них превратиться, чтобы нас кто-то контролировал. Мы любим свободу, как кошки, и тоже хотим гулять сами по себе.

Но у могучих невидимых алгоритмов, которыми управляются социальные сети, есть собственные планы на нашу свободу. По мнению Ланье, единственный способ избавиться от их вредоносного влияния - закрыть свои аккаунты в социальных сетях.

Ланье подчеркивает, что дописал свою книгу в конце 2017 года, а вскоре после этого случился c компанией Cambridge Analytica, которая собирала личные данные пользователей Facebook и использовала их в своих тёмных целях, в том числе и политических.

После скандала с утечкой данных Cambridge Analytica закрылась, но уже тогда многие пользователи Facebook почуяли неладное и начали массово удалять свои аккаунты.

Но были и другие. Кто-то утверждал, что правительство нарочно подстроило эту историю, чтобы ограничить влияние Facebook, кто-то считал, что достоинства социальных сетей перевешивают их недостатки. В целом, считает Ланье, история не получила должной объективной оценки, и потому скандал не повлиял на большинство пользователей.

Ланье называет себя живым доказательством того, что можно вести общественную жизнь, например, в электронных или обычных СМИ, без учетных записей в социальных сетях. Каждый при желании может сделать то же самое и не вносить своим участием вклад в разрушение общества.

Идея № 1. Есть очень веские причины для того, чтобы удалить свои аккаунты из социальных сетей

  1. социальные сети подавляют свободу воли;
  2. они умножают безумие нашего времени;
  3. они превращают нас в тупых озлобленных типов, «мудаков», по выражению Ланье;
  4. они создают фальшивые новости и фальшивых людей;
  5. всё, о чем мы говорим, с их помощью становится бессмысленным;
  6. они разрушают способность к сопереживанию;
  7. они делают нас несчастными;
  8. они покушаются на наше экономическое благополучие;
  9. они делают политику невозможной;
  10. они ненавидят и разрушают человеческую душу.

Они должны были объединять, способствовать любви и пониманию, но вместо этого превратились в манипуляторские машины, представляющие опасность для общества.

И Facebook, и Twitter были замечены в искажении информации, фальшивых новостях, манипулировании в политических и рекламных целях. Создаваемая ими картина мира искажает и человеческую личность, подпитывая наши худшие черты.

И за всем этим стоят большие деньги влиятельных компаний, которых интересует только собственная выгода и ради которых и созданы алгоритмы, меняющие нашу личность в худшую сторону.

Это болезненное привыкание заложено в алгоритм сетей и использует каждую нашу слабость при помощи старых психологических трюков, основанных на бихевиоризме и подкрепленных алгоритмами.

Ланье подчеркивает, что изначальная идея социальных сетей была прекрасна. Но постепенно, шаг за шагом, она слилась с крупным бизнесом в области маркетинга и рекламы, и, как недавно выяснилось, с политическими силами, которые используют зависимость пользователей от сетей в собственных неблаговидных целях.

Ланье назвал алгоритмы, подчиняющие себе пользователей, механизмом BUMMER (это аббревиатура от Behaviors of Users Modified, and Made into an Empire for Rent - поведение пользователей изменено и сдано в аренду империи).

BUMMER - это собирательный образ, относящийся в первую очередь к работе Facebook и Google, но не только к ним. Автор опасается, что наше сознание все больше сдает позиции под давлением технологических корпораций, и мы постепенно превращаемся в придатки к смартфонам и планшетам.

Воздействуя в корыстных целях на наше сознание, корпорации не принимают во внимание ничего, кроме собственной выгоды.

Идея № 2. Алгоритмы превращают нас в лабораторных животных

Когда мы пользуемся смартфоном (а не смотреть в него большинство из нас уже не может), мы поставляем алгоритмам социальных сетей и популярных поисковых систем постоянно пополняемую информацию о нас.

Наш круг общения, скорость перехода от одной страницы к другой, действия перед тем, как совершить покупку, политические пристрастия - все это видно как на ладони.

Сведения об одном человеке сравниваются с информацией о других людях. Кто-то наверняка разделяет наши вкусы в том, что касается продуктов, персоналий, настроений и убеждений. И этот огромный массив данных успешно используется рекламодателями.

Они ждут подходящего момента, а затем влияют на наше сознание точно подобранными сообщениями, подстрекающими к действию - купить что-нибудь или проголосовать определенным образом, например.

Когда мы видим рекламу в телевизоре или слышим по радио, мы можем выключить звук или подключиться к кабельным каналам, где она отсутствует. Реклама в социальных сетях более коварна, она воздействует на наше поведение куда в больших масштабах и при этом практически незаметна. Это постоянная тонкая манипуляция, основанная на принципах бихевиоризма и условных рефлексах.

Facebook, Google и Twitter в последнее время пытаются исправить свою работу, как будто осознавая, что из-за них возникла проблема - возможно под давлением, а может, и по личной инициативе. Они пытаются перестроить свои алгоритмы и выражают сожаления своим пользователям. Пользователи же, увидев, что над проблемой начали работать, успокаиваются и считают, что теперь-то все в порядке. Но в порядке ли?

В основе любой зависимости лежит дофамин, нейромедиатор, вызывающий чувство удовольствия. Именно с помощью дофамина великий физиолог Павлов вырабатывал у собак условные рефлексы: изменение поведения в обмен на полученные награды.

Если поведение нежелательно, его корректируют с помощью отрицательного подкрепления, например, удара током.

Сразу после этого вы видите рекламу носков или туфель. Алгоритм отслеживает время принятия решения, которое понадобится для покупки, и в зависимости от этого показывает видео через секунду или две. Иногда выполняется автоматический тест, вычисляющий идеальный интервал между видео и предложением.

Кроме того, люди - существа социальные. Мы остро реагируем, когда нас одобряют или не одобряют, и стремимся к социально желательному поведению.

Инстинктивно мы подражаем большинству членов группы, даже если и не разделяем их мнений и воззрений вне социальных сетей. Таким образом у пользователей формируется еще одна зависимость - чувствительность к общественному одобрению и чужому мнению.

Все это в целом способствует деградации человечества, считает Ланье. Информационные войны переманивают на свою сторону людей, не заботясь о правде, влияют на выборы и порождают ненависть.

Так реклама постепенно превратилась из двигателя торговли в инструмент манипулирования, модификации человеческого поведения и усиления негативных свойств. И это только начало, считает автор. Невидимые манипуляторы и несовершенные алгоритмы постепенно превращают нас в лабораторных животных.

Идея № 3. Влияние BUMMER столь же медленное, как изменение климата, но не менее опасное

Ланье постоянно подчеркивает, что никоим образом не является противником цифровой эпохи. Сама по себе цифровая цивилизация не хороша и не плоха, она нейтральна. Но те её стороны, в основу которых положена бизнес-модель, как у BUMMER, должны вызывать опасения.

Когда-то люди выяснили, что краски с высоким содержанием свинца опасны. Однако никто после этого не выступил с заявлением, что отныне нельзя красить дома. Все просто ждали, когда будет создан безвредный аналог, и, как только он появился, начали его использовать. Поэтому нужно переждать, пока социальные сети не станут менее опасными, а затем к ним вернуться. Пока этого, по мнению Ланье, не произошло.

Влияние BUMMER статистическое - то есть медленное, постепенное, такое же, как изменение климата, на которое невозможно возложить ответственность за конкретную засуху или шторм.

Оно лишь повышает вероятность стихийных бедствий, но в дальнейшем может привести к глобальной катастрофе, такой как повышение уровня моря, например. Катастрофа другого рода может случиться и под влиянием BUMMER, если мы не уделим ему самое пристальное внимание.

BUMMER состоит из шести частей:

  1. привлечение внимания;
  2. вмешательство в чужую жизнь;
  3. навязывание людям того, что им не нравится;
  4. тайное манипулирование;
  5. огромный денежный оборот;
  6. фейковые новости и фейковые люди.

В социальных сетях внимание привлекают, как правило, не лучшие, а самые нахальные и скандальные люди, которых автор окрестил «мудаками». Так они проявляют свое стремление к доминированию, в отсутствие богатства и власти. Зато в виртуальном мире они чувствуют себя королями, шокируя чьи-то чувства или оскорбляя людей.

Вмешательство в нашу жизнь происходит посредством тайной слежки за нами через смартфоны, планшеты и другие устройства.

С помощью смартфонов можно сделать эффектное селфи и тут же отправить его в социальную сеть, чтобы любой желающий мог узнать нашу геолокацию, перемещения, контакты, реакцию на обстоятельства.

Алгоритмы следят за вашим кругом чтения, отвлечением внимания, частотой обращения к тому или иному контенту - и они непрерывно совершенствуются.

Нам навязывают ненужные вещи посредством тонких манипуляций, изучив, когда мы наиболее уязвимы для воздействия рекламы - и тем самым впихивают то, что нам не нужно и не нравится.

Нами тонко манипулируют, заставляя проводить в социальных сетях все больше времени, а все остальное доделывают алгоритмы, например, повышая явку избирателей или лояльность бренду.

Все эти манипуляции делаются, конечно, не из любви к искусству, а ради денег и могущества. Сопротивляться BUMMER невозможно, можно лишь встать под его знамена, чтобы не быть уничтоженным, как это сделали многие цифровые и бумажные СМИ.

Для успешного манипулирования BUMMER создает фейковые новости и даже фейковых людей, производя с их помощью нужный для манипуляций контент.

Все это вместе взятое может со временем привести к глобальной катастрофе, считает автор.

Идея № 4. BUMMER вызывает зависимость и изменение личности, свойственные наркоманам

Зависимый человек, наркоман, испытывает постоянное нервное возбуждение. У него со временем сильно меняется личность, иногда до полной неузнаваемости.

Он пренебрегает чужим мнением и чужими чувствами, становится эгоистичным, высокомерным и заносчивым. Но под этим высокомерием прячется глубокая неуверенность в себе. Наркоман всё сильнее отрывается от реальности, погружаясь в мир иллюзий.

Постепенно такие изменения, в большей или меньшей степени, происходят и с пользователями BUMMER. Обидчивость и высокомерие делают их агрессивными, и эта агрессия волнами разливается в социальных сетях.

В пример Ланье приводит американского президента Дональда Трампа, с которым знаком. Он несколько раз встречался с ним, когда Трамп ещё вел телешоу. Ланье не испытывал к нему особых симпатий, но все же с уверенностью мог сказать, что он был непохож на наркомана.

Он сам был манипулятором и действующим лицом, полностью контролирующим ситуацию даже на реалити-шоу. Всё изменилось, когда Трамп завел аккаунт в Twitter. Он часто теряет контроль над собой, забывает о том, кто он такой, о своем президентском статусе, могуществе и ответственности.

Его зависимость сильнее, чем всё это вместе взятое. То он стремится уничтожить кого-то с помощью очередного твита, то наоборот, льстит кому-то в обмен на лояльность. Если бы Twitter внезапно закрылся, Трамп стал бы куда более приятным и разумным человеком, считает автор.

Ланье замечает, что в каждом из нас живет внутренний тролль. В социальных сетях он начинает рваться на свободу, особенно вступая во взаимодействие с себе подобными.

Социальные сети полны всевозможных групп, и, как только мы вступаем в какую-нибудь из них, начинаем вести себя так, как принято в группе. Такое поведение можно наблюдать среди животных, которые борются за иерархию в стае.

Нужно набрасываться на тех, кто ниже нас, чтобы самим не опуститься ниже, и льстить тем, кто выше рангом. Сам Ланье еще давно, когда только-только начали появляться комментарии под публикациями, заметил, что он рвется в бой с совершенно незнакомыми людьми по самым пустяковым поводам.

Они начинали осыпать друг друга оскорблениями, даже если речь шла о сорте мороженого или марке пианино. Чтобы избежать таких стычек, нужно было притворяться любезным и старательно подбирать слова.

Но тогда Ланье заметил, что он становится кем-то другим, пытаясь понравиться всем. Так было, когда он вел блог в Huffington Post: он не мог перестать читать комментарии под своими постами, не мог игнорировать их, начинал отвечать - а ведь авторы комментариев просто жаждали привлечь к себе внимание, без которого уже не могли обходиться.

И сам он начал писать либо сиропно-приятные вещи, либо нарочито провокационные, чтобы позлить читателей. Заметив, что и сам впадает в зависимость и меняется как личность, он уволился.

Идея № 5. BUMMER способствует отчуждению людей, которые перестают понимать друг друга

Почему так происходит? Алгоритмы подстраиваются под каждого пользователя индивидуально. Так, к примеру, сторонники Трампа будут видеть одно, а его противники - совсем другое.

То, что вам следует видеть, определяют алгоритмы, но это значит, что вы уже не можете видеть пристрастия другого человека, а значит, со временем перестаете его понимать. Такова оборотная сторона персонализированного поиска.

В каждом из нас есть своеобразная программа социального восприятия. Мы наблюдаем реакции друг друга и бессознательно подражаем им. Если люди вокруг вас чем-то встревожены, вам тоже станет неспокойно - ведь должна быть причина, по которой они волнуются.

Если в компании людей, даже незнакомых, кто-то один начнет вглядываться в небо, все остальные возьмут с него пример. Если человек попадает в другую страну, не зная языка, он особенно внимательно наблюдает за окружающими, чтобы хоть таким образом понять обстановку.

Социальное восприятие заложено в нас эволюцией и часто помогает избежать опасности. Но персонализированный поиск показывает каждому свое, и потому мы постепенно перестаем понимать друг друга.

В пример такого ложного восприятия, да ещё подпитанного фейковыми новостями, Ланье приводит «пиццагейт» - стрельбу в пиццерии на почве конспирологических бредней, распространенных в отдельных группах Facebook.

В них утверждалось, что некие сторонники Клинтон в Вашингтоне держат притон для педофилов в пиццерии Comet Ping Pong. Это привело к тому, что возмущенный житель Северной Каролины Эдгар Уэлч проехал 500 км на собственном автомобиле, вошел с винтовкой в пиццерию и потребовал освободить несчастных детей.

Поскольку никто не мог удовлетворить его просьбу, он открыл огонь - к счастью, никто не пострадал, и стрелка задержали.

Когда люди общаются друг с другом, не глядя в свои смартфоны, у них общее восприятие окружающего мира. Именно для этого люди ходят в спортивные клубы, молитвенные собрания, театры.

Но как только каждый уткнется в свой смартфон, эта общность исчезнет. Вместо взаимодействия с себе подобными человек начинает взаимодействовать с алгоритмом, в результате мы утрачиваем умение понимать, что чувствуют другие люди.

Ланье подчеркивает, что он не сторонник того, чтобы люди видели одно и то же и думали одно и то же - это один из признаков диктаторского режима. Но мы должны уметь смотреть на то, что видят другие. Иначе наше чувство эмпатии будет постепенно улетучиваться.

BUMMER не только искажает мировоззрение, он лишает нас возможности узнать о мировоззрении других людей. Нас не допускают в закрытые группы, люди в этих группах так же непрозрачны для нас, как и алгоритмы, которые всем управляют, пишет Ланье. А ведь изначально интернет проектировался с целью создать прозрачное общество.

Идея № 6. Контент социальных сетей может нанести настоящий вред

Ланье уверен, что алгоритмы BUMMER настроены таким образом, что способны вызывать у человека любые негативные эмоции. По запросам или постам они легко могут угадать настроение, подкинуть соответствующий контент, чтобы усилить печаль или депрессию.

Конечно, люди так или иначе должны испытывать и грусть, и тревогу, но плохо, если этим пользуется некто в своих корыстных целях, манипулируя нами.

Бизнес-модель BUMMER настроила свою алгоритмическую систему так, что она автоматически адаптируется к пользователям. Играть на негативных эмоциях очень легко, человек в тоске или печали более уязвим и беззащитен, а значит, это надо использовать. И алгоритм найдет способ усилить эти эмоции. Он будет заваливать депрессивными постами и ссылками, но между ними изредка чем-нибудь радовать - в собственных целях.

Это была неуверенность, страх быть отвергнутым. Он решил, что это некая индивидуальная реакция, а сами сети тут ни при чем. Возможно, сама технология общения непривычна, всё дело в этом.

Но со временем и развитием сетей это чувство только укрепилось. Автора беспокоит, что алгоритм высчитывает, что собой представляет человек: количество друзей, вкусы, пристрастия, денежные возможности и тому подобное.

Все это BUMMER превращает в продукт, который продаёт рекламодателю. Ваши чувства и стремления становятся абстракцией, моделью, на которой удобно отрабатывать приёмы манипулирования.

Когда кто-то читает гороскопы в газетах, это может быть забавно. Один верит в их предсказания, другой посмеивается. В любом случае, это отношения между человеком и неодушевленным предметом - газетой, которая никак не может на него повлиять. Но онлайн-сервис - совсем другое дело. Он суммирует ваши пристрастия, чтобы использовать впоследствии - в политических или рекламных целях.

Кто-то собрал больше лайков, чем вы, и вот вы уже охвачены тревогой и завистью. Возможно, ваша иерархия понизилась, говорит вам древний инстинкт, надо что-то с этим делать.

Вы уже забыли о том, что все эти конкурсы не стоят выеденного яйца, как и рейтинги, но уже предпринимаете меры, чтобы подняться повыше, - это сильнее вас, потому что заложено природой. И этим бессовестно пользуются хозяева BUMMER.

Пользуясь тем, что они бесплатны, социальные сети могут творить что хотят, считает Ланье, - как известно, дарёному коню в зубы не смотрят. Но он бы предпочел, чтобы учетные записи на Facebook, Google или Twitter оплачивались пользователями, чтобы сами пользователи могли заказывать контент.

Идея № 7. BUMMER - идеальная машина для политических махинаций

В пример он приводит резню в Мьянме мусульманского народа рохинджа. Непосредственно перед резнёй в Facebook появилось множество фейковых постов о зверствах рохинджа, убийствах детей в ритуальных целях и тому подобной чуши, спровоцировавшей кровопролитие.

То же самое наблюдалось в многоконфессиональной Индии, и в Южном Судане, когда фальшивые новости намеренно были направлены на создание политического кризиса в стране.

На заре существования социальных сетей их типичными пользователями были образованные молодые люди, такие же, как создатели сетей. Это были идеалисты либеральных или консервативных взглядов, но в общем и целом каждый из них стремился сделать мир лучше.

Но с ростом популярности сетей их захлестнули крикуны, мошенники и боты, сделав сети идеальной платформой для всевозможных махинаций, особенно политических.

Когда на Ближнем Востоке случилась Арабская весна, большинство обитателей Кремниевой долины были в восторге - ведь именно Twitter и Facebook позволили людям в Каире собраться вместе на площади Тахрир и свергнуть надоевшее правительство.

Простые граждане сообщали войскам НАТО, откуда лучше наносить удары с воздуха. У этой революции не было объединяющей фигуры, она организовалась как бы сама по себе, с помощью социальных сетей.

Однако такая революция без предварительной программы, по мнению Ланье, не решает никаких проблем. Ведь за свержением правительства должно последовать какое-то переустройство, принятие мер для создания нового порядка.

Способны ли на это студенты и школьники, совсем дети, собравшиеся на площади? Получат ли они работу в результате революции, которую совершили? В итоге для молодёжи все осталось по-прежнему, а власть переходила от фанатиков к военным, и, возможно, это еще не конец.

Таким же образом, как совершаются революции, с помощью социальных сетей можно выбирать и президентов (Ланье намекает на Трампа).

И Трамп - ещё не худший вариант, потому что на его месте с помощью платформы BUMMER мог бы оказаться любой, привлекающий к себе максимальное внимание социальных сетей.

С одной стороны - колоссальные возможности сетей, с другой - слепота пользователей, которые руководствуются своими сетевыми симпатиями, не ведая, что творят.

Facebook и другие сети потребляют человеческое внимание и манипулируют общественным мнением, а потому они всё чаще и тоньше будут использоваться в политически нечистоплотных целях, считает автор.

Идея № 8. BUMMER - это новая религия, которая меняет ваши ценности и принципы

Вера пользователей в социальные сети сродни религии - она не требует никаких доказательств. Верят ведь некоторые люди, что Земля плоская. Мы принимаем на веру множество глупостей, публикуемых в сетях, - всевозможные теории заговора, нелепые научные гипотезы, сплетни и враньё.

Мы доверяем мемам и пользуемся клиповым мышлением, не вникая глубоко в суть проблемы. А ведь когда-то мем был описан эволюционным биологом Ричардом Докинзом как единица культуры, вобравшая в себя образы, идеи и привычки, которая выживает или отмирает, подвергаясь естественному отбору.

Сегодняшние интернет-мемы - это информация, передаваемая пользователями через сеть в виде вирусных картинок или видео. Мы верим в один мем, пока его не сменит другой, более впечатляющий.

Это просто жанр интернет-оценки. Мем усиливает словесную информацию при помощи образа, но этот образ иллюзорный. Его сила - не в правде, а в эффектности.

Как только появится что-то более эффектное, так он тут же исчезнет. Постепенно, полагаясь на картинки и образы, мы становимся все более невежественными. Нас не интересует поиск истины, в этом вопросе мы полагаемся на алгоритмы социальных сетей. Но они не настроены на истину.

Религии обращаются к вопросам цели и смысла жизни. Google и Facebook тоже поднимают эти вопросы. У Google цель жизни - организация мировой информации, оптимизация всего.

Руководители этой компании верят, что рано или поздно возьмут верх над материей, усовершенствовав человеческое тело до уровня киборга и тем самым достигнув цифрового бессмертия. Facebook объявил своей миссией наделение каждого человека чувством цели и сообщества. Ланье считает это претензией на религиозность.

Если умирает пользователь Facebook, его страница превращается в место поклонения, где каждый может оставить картинку с горящей свечой, высказать соболезнования и тем или иным способом почтить память покойного.

Если он был знаменитостью, то такая страница становится культовой. Это тоже имеет сходство с религиозными обрядами. Google продвигает идею о том, что сознание каждого пользователя можно поместить в облако, гарантируя таким образом цифровую жизнь после смерти. Себя он позиционирует как хозяина вечной жизни.

Таким образом, сами того не замечая, пользователи BUMMER становятся адептами новых культов. Инженеры BUMMER-компаний понимают это. Они считают, что работают не на людей, а на прекрасный искусственный интеллект будущего, который через несколько столетий будет править миром.

Люди в этом случае вторичны. Они обесцениваются и низводятся до придатков к машинам. Но это лишь манипуляция, считает автор, унижающая достоинство и права человека. Ведь не будь людей - не было бы никакого искусственного интеллекта, который они и создали.

Заключительные комментарии

Книга сложная, интересная и порой пугающе убедительная. Автор утверждает, что мы недооцениваем воздействие BUMMER на наши убеждения и наше сознание, шаг за шагом уступая работе алгоритмов.

Созданные для общения, социальные сети внезапно оказались инструментом манипулирования и отчуждения. Ланье не знает, что можно с этим сделать, кроме как удалить свои учетные записи из всех социальных сетей - чтобы, по его словам, остаться человеком.

Сам по себе интернет прекрасен, есть множество способов общаться с друзьями без социальных сетей - писать электронные письма, например. Если вам нужны новости, читайте их напрямую, а не через фильтры Facebook.

Не читайте комментарии под ними, а если читаете, подавляйте искушение вступить в полемику. Создайте собственный сайт или общайтесь на местном, созданном жителями вашего района, где всего шаг отделяет вас от личного общения.

Смотрите видео по собственному выбору, а не то, которое предлагает Facebook. Пользуйтесь интернетом на собственных условиях и по собственным правилам - будьте кошкой, а не собакой Павлова. И вы заметите, как изменятся ваше настроение и ваша жизнь.

Джарон Ланье — философ, учёный и автор термина «виртуальная реальность». В конце 1980-х он создавал носимые дисплеи, с помощью которых к виртуальному миру могли подключиться сразу несколько человек. Сейчас Ланье работает в компании Microsoft Research и пишет книги о том, как Сеть вместо того, чтобы изменить мир к лучшему, привела нас к кибернетическому тоталитаризму, где воля толпы подавляет свободу личности. Из основателя и популяризатора «виртуальной реальности» он превратился в её ярого критика. Apparat изучил последнюю книгу философа «Кому принадлежит будущее?», в которой тот рассуждает об экономических и социальных последствиях цифровой революции.

Google и Facebook должны платить своим пользователям

Google и Facebook продают данные, которыми мы охотно делимся в соцсетях, и создают с помощью них огромные экономические вотчины. Ланье называет процесс привлечения пользователей и сбора информации «зовом сирен», а сами вотчины - «серверами сирен» (siren servers). Он считает несправедливым то, что современный человек, будучи источником экономики больших данных, не получает с этого никакой прибыли.

Джарон Ланье
инженер, изобретатель и философ

Веб-сервисы часто предлагают вам удовольствия авансом: бесплатная музыка, видео, веб-поиск и общение в социальных сетях. Это «зов сирен», с помощью которого сервисы заманивают пользователей в свои цифровые сети. Но обычным людям — поставщикам информации — не платят за то, что они делятся собственными данными, хотя эти данные делают компании наподобие Facebook невероятно мощными и богатыми. Сегодня за каждым технологическим гигантом скрывается толпа бесправных людей.

Интернет и автоматизация отбирают у людей рабочие места

Огромная проблема, по мнению философа, заключается в том, что бесплатная информация, которую создают пользователи Сети, сокращает рабочие места и наносит удар по целому ряду отраслей — книгоизданию, телевидению, музыкальной индустрии. Быстрое развитие робототехники и других форм автоматизации (например, 3D-печати) разрушает многие индустрии экономически, и те отходят на второй план.

Мы знаем про беспилотные автомобили, которые вскоре оставят водителей такси и грузовиков без работы. Автоматизированные системы уже продемонстрировали, что могут выполнять исследовательскую работу за юристов, фармацевтов и биологов. Но кто - и как - будет тогда зарабатывать деньги? Куда денутся хирурги, если операции будут проводить роботы? Может оказаться, что их ждёт судьба нынешних музыкантов, пробавляющихся от концерта к концерту и вынужденных жить у родителей, потому что они не могут позволить себе снять или купить квартиру?

Система микроплатежей поможет создать идеальное общество

Ланье предлагает создать систему микроплатежей, в которой каждому человеку платили бы за вклад во всеобщее облако данных. Он основывается на идеях американского социолога, философа и изобретателя гипертекста Теда Нельсона .

Первая идея цифровых сервисов включала универсальную систему микроплатежей. Тед Нельсон предлагал держать в Сети лишь по одной копии каждого культурного продукта - книги или песни - и платить автору этого произведения небольшую, приемлемую для всех сумму каждый раз, когда кто-то обращается к его произведению. В результате каждый мог бы разбогатеть на творчестве. Эта идея вознаграждает художника, а не боссов технологических компаний. Результатом такого процесса мог бы стать идеальный мир, с пропорциональным распределением доходов, более осмысленным использованием данных пользователей и сильным средним классом. Без сильного среднего класса демократия в конце концов увядает.

Правительство тоже должно платить

Ещё один плюс платной информации - в создании противовеса политике государства, считает Ланье. Если бы правительство платило человеку каждый раз, когда за ним следят камеры, то расстановка сил в обществе стала бы равной, а люди смогли бы если не влиять на власть, то хотя бы регулировать, какой информацией с ней делиться.

Давайте представим, что вам должны платить за информацию, которая существует только потому, что существуете вы. В этом случае правительство не сможет больше бесплатно шпионить за вами. Ему в таком случае пришлось бы платить за видеозаписи, полученные с уличных камер. Давайте введём плату за личную информацию, и человек сможет решать, какую степень доступа предоставить правительству, просто задавая цену. При таком подходе сбор и хранение данных могут стать слишком дорогими для государства.

Нам нужно вспомнить суть общественного договора

Мы тратим огромное количество ресурсов на поддержание общественного договора между обществом и государством, однако, в чём суть этого договора, большинство просто не понимает, утверждает Ланье.

Мы никогда не подсчитывали реальных затрат, связанных с использованием денег. Большинство из нас добровольно тратит время на поддержание общественного договора, который придаёт деньгам их ценность. Никто не платит вам за то, что вы каждый день проверяете, есть ли наличные у вас в кошельке, или оплачиваете счета. Если бы за это платили, то деньги стали бы слишком дорогим для общества удовольствием. В новом цифровом обществе возмещение затрат на поддержание общественного договора должно стать функцией государства. Мы же будем платить налог на возможность зарабатывать деньги нашим творчеством.

Мощные компьютеры создадут неравенство

Неравенство Ланье видит не только в том, что ещё не все люди в мире подключены к интернету. Он убеждён, что обладатели самых мощных компьютеров и технологий имеют преимущество, поскольку получают, собирают и обрабатывают информацию намного эффективнее других. К ним он относит Google, Facebook и другие технологические компании.

В прошлом достигнуть власти и влияния можно было путём контроля того, в чём люди нуждались: например, нефтяных ресурсов. Теперь же, чтобы стать влиятельным, достаточно просто иметь очень мощный компьютер. Самые крупные финансовые схемы - всегда и самые компьютеризованные. Свидетельство тому - рост высокочастотного трейдинга. Когда все люди будут иметь доступ к компьютерной сети, у обладателя самого мощного компьютера с самым быстрым подключением к интернету будет информационное преимущество перед другими. Это даст счастливчику неограниченное богатство и влияние и ускорит наступление периода незащищённости, жёсткой экономии и безработицы для всех остальных.

Молодёжь обменяла приватность на гаджеты

Ланье удивляется несознательности людей (особенно молодых), которые пользуются модными устройствами и без разбора делятся личной информацией в Сети. Во многом благодаря их пассивности у власти появилась возможность следить за гражданами. И 2013 год с громкими разоблачениями Эдварда Сноудена это только подтвердил.

Обеспечить приватность в современном мире практически невозможно

Невозможно точно определить, кому теперь принадлежат данные, говорит Ланье. Но каким бы ни был ответ, в вопросах конфиденциальности не следует идти на компромиссы и думать, что чем сильнее мы поступимся нашей приватностью, тем больше получим взамен преимуществ (например, в области безопасности).

Некоторые организации, например АНБ, обладают несравненно большим объёмом информации, чем кто-либо из простых граждан, но и они не знают ни всего набора алгоритмов, используемых коммерческими организациями для работы с персональными данными, ни того, с какой целью эти алгоритмы используются. Ни один наблюдатель с полной уверенностью не может сказать, кто, о ком и какие данные сегодня собирает. Если государству необходимо анализировать информацию о каждом человеке, чтобы поймать террористов раньше, чем те совершат террористический акт, то человеку невозможно обеспечить одновременно и приватность, и безопасность.

Джарон Ланье

Отец виртуальной реальности

В виртуальном мире больше всего меня потрясло то, что вы можете создать реальность, которую разделите с другими людьми. Это как, если бы всем снился один и тот же сон или у всех вдруг началась бы одна и та же галлюцинация, с той только разницей, что этот сон или эту галлюцинацию можно творить самому, как творят произведения искусства. Появление виртуальной реальности означает, что вы можете создавать внешний мир таким, каким захотите.

Джарон Ланье

Джарон Ланье

Компьютерный мир, наверное, впервые узнал о нем в 1984 году, когда в журнале "Scientific American" появилось его интервью о создании языка программирования Embrace, предназначенного для обучения в мире виртуальных компьютеров. С тех пор имя Ланье вспоминается как синоним виртуальной реальности (собственно, он и придумал термин "виртуальная реальность"). Он один из первых создателей аватаров для сетевых коммуникаций и набора виртуальных инструментов для создания эффектов движущейся камеры.

Он первым начал реализовывать симуляторы реального времени для хирургических операций и телехирургии и стоял у истоков внедрения визуального программирования. Он - пионер в области коммерческого продвижения идей виртуальной реальности.

Но все же, справедливости ради, необходимо отметить еще двух представителей компьютерной науки, которые стояли у истоков виртуальной реальности.

Первый - Иван Сазерленд, который в 1966 году изобрел прототип виртуального шлема (видеошлем). Годом раньше Сазерленд выдвинул идею создания "вымышленных" или виртуальных миров, а в 1969 году "на основе экспериментов с трехмерными экранами разработал систему, которая позволяла окружить людей информацией по всем трем измерениям".

Второй - Том Циммерман, который вместе с Ланье в 1984 году основал компанию VPL Research Inc. Он создал "интеллектуальные перчатки", с помощью которых можно было имитировать перебор струн электронной гитары.

Иван Сазерленд

Том Циммерман

Хотя программное обеспечение, преобразующее движение руки в звуки, написал Джарон Ланье.

Ланье родился в 1960 году, в Нью-Мексико, в семье пианистки и ученого- писателя. Мать умерла рано. Джарон рос одиноким, эксцентричным и отчужденным, поглощенным в свои собственные фантазии, в страсть к музыке и нескончаемые амбициозные научные проекты. Школа быстро надоела ему, и он ее бросил. Хотя к 14 годам он все-таки окончил какие-то ускоренные курсы по математике в одном из заведений Нью-Мексико. В 15 лет получил гранд от National Science Foundation для разработки вопроса о том, необходима (и насколько) или нет сложная математическая запись в учебном процессе. Математическая запись - сразу определил для себя Ланье - нужна в учебном процессе для того, чтобы что-то прояснить, что-то проиллюстрировать. Но эти записи - нечто туманное и неясное, и их красоту способны уловить только посвященные. Тогда Ланье впервые подумал о том, как интерпретировать математическую реальность с помощью интерактивной анимированной компьютерной графики: с одной стороны, для того чтобы быстрее и лучше разбираться в материале, а с другой - чтобы понять, можно ли вообще представлять математическую реальность, не используя специальные математические символы, а применяя только графические модули. Ему пришлось заняться программированием, и хотя он постоянно говорил, что оно его "достало", это не помещало ему быстро сообразить, что здесь возникает та же проблема математической записи, основанной на языке символов. "Хитрость состоит в том, что программные языки никому не нужны, - говорил Ланье. - В математике, даже если вы опуститесь в самые глубины, нет никакой возможности избавиться от математической записи, тогда как с программными языками дело обстоит иначе - они нужны для того, чтобы приказывать компьютеру делать то-то и то-то". Прошло не так много времени, и Ланье изобрел визуальные языки программирования. Этим новым подходом заинтересовались такие ученые, как Марвин

Минский, Джей Чеслер и Кордел Грин. Но он переезжает в Пало-Альто и нанимается на работу в фирму Atari для создания звуков и музыки для игр.

Едва ли это было то, что Ланье любил, - компьютерные игры не были его стихией, но он зарабатывал неплохие деньги и, кроме того, находился в приятной компании одаренных людей. Он сделал игру "Moondust" для Atari и на вырученные деньги соорудил свой первый "гараж", из которого в скором времени вышел первый постсимволический язык программирования. Слух о том, что молодой и перспективный 24-летний человек сделал что-то действительно стоящее, распространился достаточно быстро, поэтому неудивительно, что скоро Ланье попал на полосы Scientific American.

В 1984 году Ланье основал свою первую виртуальную компанию VPL (Visual Programming Language) Research, Inc., разработавшую основные приспособления виртуальной реальности (включая перчатки и очки, быстро эволюционировавшие в шлем), а также специальное одеяние для еще большей реалистичности эффекта. История появления этой фирмы крайне занимательна. Когда интервью с Ланье для Scientific American было уже практически готово, ему позвонили из редакции и спросили, какая организация финансировала проект создания постсимволического языка? На это Ланье совершенно справедливо ответил, что, мол, никакая, и что финансировал проект самостоятельно, а деньги заработал, продав игрушку компании Atari. Но редакционная политика журнала требовала, чтобы такая фирма существовала, поэтому Ланье пришлось на ходу выдумать ее, и он сказал, что работа проходила в рамках компании VPL, что означает Visual Programming Languages, или Virtual Programming Languages. К этому названию Ланье добавил для солидности еще Inc. После выхода статьи в Scientific American ему начали звонить с предложениями вложить деньги в его компанию. Фирма стала первой в истории, которая начала зарабатывать деньги на виртуальной реальности.

Основная проблема, над которой работал Ланье в то время, состояла в том, что экран монитора не мог вместить визуализацию, которую он намеривался применять, поэтому вместе с четырьмя друзьями, из которых первоначально состояла компания VPL, он сконструировал первую примитивную систему виртуальной реальности, состоящую из телевизионных дисплеев малого размера (они надевались на голову) и перчаток, от которых шли провода, предназначенные для того, чтобы манипулировать виртуальными объектами в электронном пространстве. Перчатки и очки виртуальной реальности легли в основу новой конструкции, и VPL подписала крайне соблазнительный контракт с NASA. Виртуальной реальности суждено было превратиться в новое средство коммуникации с Джароном Ланье во главе.

Первый видеошлем (1967 год)

VPL приступила к промышленному выпуску перчаток и шлемов. Вскоре была выпущена недорогая модель под названием Power Glove - для использования в видеоиграх компании Nintendo, и Ланье повернул свое предприятие в сторону индустрии развлечения. Его приятель Джон Перри Барлоу, который, помимо деклараций независимости киберпространства, является еще автором песен, познакомил его с группой Grateful Dead, которая для создания анимации в видеопродукции Grateful Dead решила попробовать использовать перчатки Ланье - Циммермана.

VPL Inc. уверенно продвигалась по рынку виртуальной реальности, и к 1991 году оборот компании составил 6 млн. долларов. Пресса говорила о Ланье все больше и больше, но параллельно Ланье также все больше терял представление о том, что происходит на самом деле: планов громадье, ожидания велики, а меж тем рынок виртуальных "примочек" шел на спад. Ланье, решивший развивать компанию дальше, вынужден был взять кредит у французской компании CSF в размере 1,6 млн. долларов, используя при этом в качестве имущественного залога собственные патенты, - и это его погубило. Спрос падал, VPL увязла в долгах и, в конце концов, Thomson CSF устала вести переговоры, перешла на рукопашный бой и отобрала патенты, принадлежавшие VPL, отстранив Ланье от дел. Это, однако, мало сказалось на Джароне, поскольку основные патенты все равно принадлежали ему. Вскоре после этого инцидента он занял должность технического директора в новом виртуальном концерне Domain Simulations, софтверной компании, со штаб-квартирой в Калифорнии.

В виртуальной реальности отразились самые невероятные идеи, замыслы и надежды Ланье. "Мы должны прежде всего понять, что означает виртуальная реальность, - считает Ланье. - Мы говорим о технологии, которая использует специальные приспособления для того, чтобы создавать новую реальность, доступную многим. Эта процедура несколько освежает наше взаимоотношение с физическим миром - ни более, ни менее. С миром, который расположен по ту сторону того, что вы чувствуете и воспринимаете. Эта технология вторгается в то, что воспринимают наши органы чувств. Ведь это не просто отверстие, принимающее информацию о внешнем мире, органы чувств преломляют и искажают информацию, перекодируют ее по- своему. Прежде чем вы попадете в виртуальную реальность, необходимо надеть специальные приспособления для восприятия другого мира, отличного от физического. Как минимум, это пара очков и перчаток… едва надев шлем, вы сразу зрительно воспринимаете трехмерный мир, окружающий вас. Кроме того, шлем снабжен наушниками, которые позволяют слышать происходящее в виртуальном мире, фиксирует минимальные напряжения мимической мускулатуры и в соответствии с этим создает виртуальную версию вашего тела, воспринимаемую вами и другими "особями" виртуальной реальности. То есть если, например, в виртуальной реальности вы выбрали роль кота, то, когда вы улыбаетесь, ваша виртуальная роль тоже должна улыбаться, и не произвольно, а в соответствии с тем, как это происходит с вами. При этом вы чувствуете объекты виртуального пространства, т. к. перчатки снабжены специальными тактильными стимуляторами. С другой стороны, перчатки позволяют вам взаимодействовать с объектами виртуального мира так, как это происходило бы в реальности: можно, например, взять и метнуть бейсбольный мяч. Ваши движения аккуратно копируются, и вы их видите уже преломленными в соответствии с ролью, выбранной вами…"

Но не все так просто. Пока вы выбираете существа, хоть как-то напоминающие человека, - это еще полбеды, но вы ведь свободно можете выбрать что-то, по строению отличающееся от человека или представителя животного мира вообще - например, захотите быть горной цепью, галактикой или небольшим кусочком гальки, брошенной на пол.

Джарон Ланье - человек с ненасытным аппетитом. Он заглатывал разнообразные философские концепции и теории, вдаваясь в детали. Рассматривая будущее, как винегрет возможностей, Ланье загружал его в себя огромными порциями, умудряясь при этом различать каждую составляющую.

Массивные, сложные базы данных 2000 года Ланье представлял в виде виртуальных городов, трехмерных визуальных представлений с окрестностями, которые программист или оператор баз данных могут познать тем же самым способом, каким они знакомятся с местом, где живут. Ланье говорил, что города эти будут иметь самые причудливые формы. В отличие от заполонивших научно-фантастических фильмов, выстроенных в сверхпрямые линии сооружений, эти образования будут обладать различными формами, расцветками, даже запахами, так же, как и реальные города.

Естественно, при таких условиях роль профессионалов в области информационных технологий должна конкретным образом измениться. Ланье предсказывает серьезную реструктуризацию в профессиях, связанных с информационными технологиями; появятся новые должности, будут определены новые обязанности. "Рабочее место будущего, особенно в данной сфере, будет создаваться там, где беспомощен искусственный интеллект", - полагает он.

К началу нового века возможности искусственного интеллекта весьма невелики, и Ланье не рассчитывает на значительные изменения в ближайшее время. Но, если это случится, то произойдут кардинальные перемены на рынке рабочих мест. Многие современные профессии исчезнут, уступив место специальностям, связанным с восполнением недостатков искусственного интеллекта. "Если же искусственный интеллект достигнет очень высокого уровня, тогда исчезнут даже эти специальности, и в распоряжении человека останутся лишь профессия биржевого маклера и рабочие специальности", - со смехом замечает Ланье.

С детства выступавший против рутинных представлений, Ланье рассматривает потенциал компьютера с позиций мудрого мечтателя, намного опередившего свое время.

В 1996 году он начал сотрудничать с немецкими исследователями, занимающимися созданием компьютерной системы, задача которой - оказание помощи добывающей промышленности в разработке земных недр там, где окружающая среда оказывает на человека вредное воздействие. Он продумывает возможность использования техники виртуальной реальности при решении проблем объединения виртуальных датчиков для разведывания земных ресурсов.

Разработки Ланье предполагают применение виртуальной реальности для объединения информации, поступающей от различных отображающих состояние недр датчиков на головной дисплей, что позволит повысить эффективность извлечения полезных ископаемых.

Превратив свою жизнь в один сплошной "крестовый поход" за преобразование программирования из разновидности искусства, доступной лишь посвященным, в силу, которую могли бы использовать в своей деятельности широкие массы, Ланье настаивает на том, что техника программирования должна радикально измениться в XXI столетии.

"Как это ни удивительно, мы все еще продолжаем использовать парадигму разработки программ, порожденную эрой FORTRAN", - констатирует он. Ланье выделяет два основных, дополняющих друг друга подхода, которые могут быть использованы для создания более современного интерфейса и методов совершенствования программного обеспечения. Первый заключается в улучшении машинной интерпретации комплексного представления, что позволит создавать более мощные средства анализа и обработки. Вторым является визуализация, которая модернизирует пользовательский интерфейс, значительно облегчая понимание, запоминание и манипулирование сложными структурами. Объединение двух данных подходов знаменует собой приход виртуальной реальности.

Ланье работал преподавателем в отделении информатики Колумбийского университета и в школе искусств Tisch Нью-Йоркского университета. В конце двадцатого столетия он занимал должность ведущего научного сотрудника лаборатории Internet 2 Central Laboratory, которая разрабатывала проект National Tele-Immersion Initiative.

Он профессиональный пианист и специалист в области нетрадиционных музыкальных инструментов Востока. Он пишет камерную и оркестровую музыку. В 1994 году выпустил диск "Инструменты перемен" и первым начал использовать виртуальную реальность в музыкальных и сценических импровизациях. Как предсказывает Ланье: "В ближайшие пятьсот лет компьютерные науки произведут на свет восхитительный новый диалект искусства, который будет совмещать в себе три великие формы, порожденные XX веком, - кинематограф, джаз и программирование. Результатом будет массовый театр спонтанно разделяемых представлений и воображаемых образов. Я надеюсь, что это будет сетевая форма виртуальной реальности с мощными инструментами создания форм".

Из книги Постижение истории автора Тойнби Арнольд Джозеф

Образ реальности Что же добавить еще об этой несчастной поре порока и насилия? Сравнение исторических событий с описанием их в варварской эпической поэзии показывает, что, даже если какое-либо историческое событие воспроизведено в эпическом рассказе достаточно точно,

Из книги Россия и Германия: вместе или порознь? автора Кремлев Сергей

Глава 1 Об истории реальной, виртуальной, рациональной. О роли личности в истории. И о главной ошибке Сталина Что в честном историческом исследовании надо считать наиболее существенным?Племянница Ленина - Ольга Дмитриевна Ульянова рассказывала мне, что однажды ее

Из книги Повседневная жизнь женщины в Древнем Риме автора Гуревич Даниэль

От мифа к реальности В этих ярких картинках есть доля правды, но их недостаточно, чтобы увидеть всю правду. Это действительно только иллюстрации для украшения первых страниц нашей книги. Книга же эта - не феминистическая акция, и в ее задачи не входит «провокативный» или

Из книги Средневековая Европа. Штрихи к портрету автора Абсентис Денис

Из книги Третий Проект. Том II "Точка перехода" автора Калашников Максим

Виртуализация реальности Теперь настала очередь третьей важнейшей тенденции эпохи постиндустриализма. Настал черед рассмотрения виртуализации….В мире глобализации разница между реальностью и иллюзией исчезает, и миллионы людей перестают понимать, где они находятся:

Из книги От Эдо до Токио и обратно. Культура, быт и нравы Японии эпохи Токугава автора Прасол Александр Федорович

Гора Фудзи и принцип виртуальной выгоды Во времена Токугава простые люди могли кардинально улучшить свою жизнь двумя способами. Первый: повысить свой социальный статус, превратившись из простолюдина в знатного и (или) богатого горожанина, что хотя и нечасто, но все-таки

Из книги Призрак на палубе автора Шигин Владимир Виленович

ЗА ГРАНЬЮ РЕАЛЬНОСТИ Оказывается, что на самом деле самых невероятных случаев на море было во все времена немало. При этом происходили они буквально на всех океанах и морях. Самые поразительные из них давно стали достоянием общественности, но, несмотря на это, ещё никто не

Из книги Зачем нужен Сталин автора Аксёненко Сергей Иванович

7.1. «Реконструкция» реальности Когда-то, еще во времена «застоя», у меня появилась привычка восстанавливать подлинную картину действительности. Попадая в крупные города (хотя бы в областной центр), я покупал старые (нередко дореволюционные) газеты, журналы, книги, начиная

Из книги Ветвящееся время. История, которой не было автора Лещенко Владимир

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ВЕТВЯЩЕЕСЯ ВРЕМЯ – ВЕК ХХ (некоторые страницы виртуальной истории) Историю прошедшего – ХХ столетия следует рассматривать особо, и подходы к историческим альтернативам должны здесь быть несколько иными, нежели при рассмотрении предшествующих

Из книги По ту сторону реальности (сборник) автора Субботин Николай Валерьевич

По ту сторону реальности Очень часто происходят события, объяснить которые столь же трудно, как и понять их. И как бы не хотелось верить в могущество науки, приходится признавать факт, что перед некоторыми явлениями она бессильно опускается на колени, не в силах дать

Из книги Психологический аспект истории и перспектив нынешней глобальной цивилизации автора СССР Внутренний Предиктор

2.8. Взаимно вложенные суперсистемы с виртуальной структурой Когда суперсистема выходит в режим устойчивого самоуправления ею со стороны соборного интеллекта, различающего иерархически Наивысшее управление от внешних информационных вторжений и обеспечивающего эту

Из книги ПУТЬ ВЫЗДОРОВЛЕНИЯ План действий для предотвращения срыва. автора Теренс Т. Горски

Не думай о реальности Многие из нас даже пришли к заключению, что на самом деле правды не существует; это просто дело вкуса и силы. Мнение человека, обладающего большей силой, и является правдой. Например, в семье, где есть родитель-алкоголик, опасно точно представлять себе,

Из книги Современная история автора Пономарев М. В.

Создание виртуальной выставки Данное задание рекомендуется выполнять в продолжение работы над эссе по проблемному направлению «Изменение социальной структуры западного общества на рубеже ХХ – XXI вв.». Работа над ним включает три этапа:1) Поисковый этап. В ходе его

автора

Путеводитель по реальности В действительности все выглядит иначе, чем на самом деле. Станислав Ежи Лец Наверняка некоторых читателей раздражают все эти игры с Рашей и Нью-Рашей. Зачем Медведева обзывать Лжевладимиром, когда можно просто указать на его роль калифа на

Из книги Путин против либерального болота. Как сохранить Россию автора Кирпичёв Вадим Владимирович

Ответы из реальности В сочиненном, виртуально-медийном мире СМИ проблема российских инвестиций всегда будет выглядеть клоунадно. Стоит же нам вернуться в реальность, где на месте России процветает архипелаг Нью-Раша и прозябает континент Раша, как все становится

Из книги Царский Рим в междуречье Оки и Волги. автора Носовский Глеб Владимирович

13. Юного Тита Манлия отец отправил в деревню Юного Давида отец отправил на отдаленное пастбище Секст Аврелий Виктор говорит, что отец отправил Тита Манлия В ДЕРЕВНЮ , с. 194. По-видимому, это произошло в то время, когда Тит Манлий был ещё мальчиком или юношей, поскольку

На заре цифровой культуры Джарон Ланье участвовал в формировании идеи интернета как всеобщего ресурса, из которого человечество могло бы черпать знания. Но уже тогда эта идея омрачалась тенью того, как все могло обернуться: персональные устройства, контролирующие наши жизни, отслеживающие наши действия и снабжающие нас стимулами. (Звучит знакомо?) В этом дальновидном выступлении Ланье размышляет над «глобальной, трагической, на удивление нелепой ошибкой», которую такие компании, как Google и Facebook, допустили, когда закладывали основы цифровой культуры, а также о том, как нам это исправить

Джарон Ланье

Я впервые выступил на TED еще в 1980 году, проведя тогда один из самых первых публичных показов виртуальной реальности со сцены TED. Уже в то время мы понимали, что наше будущее на волоске, что технология, в которой мы нуждались, технология, которую мы обожали, могла нас погубить. Мы знали, что если превратим технологию в средство для достижения власти, если используем ее в погоне за властью, мы неминуемо себя уничтожим. Так случается всегда, когда гонишься лишь за властью, не думая ни о чем другом.

Так вот идеализм цифровой культуры того времени заключался в том, чтобы, осознав эту потенциальную угрозу, попытаться превозмочь ее силой красоты и творчества.

Свои ранние выступления на TED я, как правило, заканчивал пугалкой: «Перед нами сложная задача. Мы должны создать вокруг технологий культуру, которая своей красотой, смыслом, глубиной, бесконечностью творчества, своим бескрайним потенциалом смогла бы уберечь нас от массового самоубийства». Мы говорили в том же ключе о вымирании как о необходимости создания прекрасного, бесконечно творческого будущего. И я до сих пор верю, что творчество и есть совершенно реальная и верная альтернатива гибели, возможно, самая реальная из всего, что у нас есть.

Что же касается виртуальной реальности… Я говорил о ней так, как будто она станет чем-то вроде языка в момент его возникновения. С языком открылись новые возможности, новая глубина, новый смысл, новые пути сближения, новые пути сотрудничества, новые подходы к воображению и воспитанию детей. И мне представлялось, что виртуальная реальность станет тем нововведением, которое будет напоминать диалог и в то же время походить на осознанные сны наяву. Мы называли ее пост-символическим общением, при котором можно непосредственно воссоздавать то, что испытываешь, вместо того, чтобы косвенно выражать все через символы.

Это было прекрасной идеей, в которую я верю до сих пор, но у этой прекрасной идеи была та самая обратная сторона, которой все могло обернуться.

Тут я хотел бы упомянуть одного из первых ученых-информатиков по имени Норберт Винер, который еще в 50-е годы, то есть до моего рождения, написал книгу, озаглавленную «Человеческое использование человеческих существ». В той книге он описал создание гипотетической компьютерной системы, которая собирала бы данные о людях и в реальном времени посылала бы этим людям ответные сигналы, с тем чтобы держать их, хотя бы частично, статистически, в эдаком ящике Скиннера, в бихевиористской системе. У него есть удивительные строки, где он пишет, что в качестве мысленного эксперимента можно представить - я перефразирую, это не цитата - можно представить себе глобальную компьютерную систему, в которой каждый постоянно носит при себе некие приборы, подающие людям сигналы в зависимости от того, что они делают, и все население в той или иной мере подвергается корректировкам поведения. Такое общество было бы безумным, неспособным к выживанию, к решению собственных проблем.

Он добавляет, что это всего лишь мысленный эксперимент и что подобное будущее технологически нереализуемо.

Тем не менее, это именно то, что мы создали и что нам теперь нужно пересоздать ради собственного выживания. Так вот…

На мой взгляд, мы совершили вполне определенную ошибку, и случилось это в самом начале, и понимание этой ошибки поможет нам ее исправить. Это произошло в 90-х годах, на рубеже веков, и заключалось оно в следующем. Ранней цифровой культуре - да и цифровой культуре по сей день - было присуще несколько, я бы сказал, левое, социалистическое ви́дение, что в отличие от других изобретений, таких как книги, все в интернете должно быть открытым, должно быть в бесплатном доступе, потому что если кто-то не сможет за это платить, возникнет ужасающее неравенство. Однако это решается и другими способами. Раз книги стоят денег, существуют публичные библиотеки. И тому подобное. Но мы думали: нет, нет, нет, это будет исключением. Пусть это безоговорочно станет всеобщим достоянием, мы так хотим.

И эта идея продолжает жить. Она нашла воплощение в таких проектах, как Wikipedia и многих других. Но в то же время мы с равным энтузиазмом придерживались другой идеи, совершенно несовместимой с первой, которая выражалась в нашей любви к технарям-предпринимателям. Мы были влюблены в Стива Джобса, влюблены в ницшеанский миф о технаре, который продырявит Вселенную. Понимаете? И эта мистическая сила все так же властвует над нами. Так вот, есть два различных стремления: к тому, чтобы сделать все бесплатным, и к почти сверхъестественной власти технаря-предпринимателя. Как же быть предпринимателем, когда все бесплатно?

Единственным на тот момент решением был бизнес, основанный на рекламе. Таким образом родился Google - бесплатный, но с рекламой, родился Facebook - бесплатный, но с рекламой. И поначалу это было даже мило, пока Google был в младенчестве.

Тогда реклама действительно была рекламой, вроде адреса ближайшего зубного и тому подобного. Но существует такая вещь, как закон Мура, согласно которому компьютеры становятся все эффективнее и дешевле. Их алгоритмы улучшаются. Люди уже изучают их в университетах, и они становятся все лучше и лучше. А потребители и организации, пользующиеся этими системами, накапливают все больше опыта, становясь все умнее и умнее. И то, что началось с рекламы, больше уже рекламой не назовешь. Она превратилась в метод влияния на поведение, как того опасался Норберт Винер.

При этом я отказываюсь конкретно кого-либо обвинять. У меня в этих компаниях хорошие друзья, я сам продал Google фирму, хотя считаю его одной из таких империй. Я не думаю, что тут дело в плохих людях, которые совершили злодеяние. Я думаю, что речь скорее о глобальной, трагической, поразительно нелепой ошибке, чем о злонамеренных действиях.

Позвольте, я остановлюсь поподробнее на механизме работы этой ошибки. В бихевиоризме вы даете существу, будь то крыса, собака или человек, маленькие поощрения, а иногда и наказания в ответ на их действия. Например, животному в клетке дают сладости или ударяют его током. Но в случае со смартфоном реакция поступает в виде символических наказаний и поощрений. Павлов, один из ранних бихевиористов, продемонстрировал этот знаменитый принцип: у собаки можно вызвать слюну в ответ на звонок, то есть на символ. Так вот в социальных сетях социальные наказания, социальные поощрения играют роль наказаний и подкреплений. Всем известно, что мы при этом чувствуем. Вы чувствуете подъем: «Кто-то лайкнул мой пост и перепостил его». Или же расстраиваетесь: «О Боже, я им не нравлюсь, наверно, кто-то популярнее меня, ах, какой ужас». И вы поочередно испытываете два эти чувства, дозированные таким образом, что вы попадаете в замкнутый круг. И как уже было во всеуслышанье признано многими основателями этой системы, все были в курсе того, что происходит.

Но вот в чем дело: традиционно при академическом подходе к изучению поведения сравнивается влияние положительных и отрицательных стимулов. А в данном контексте, в коммерческом контексте, акцент делается на ином различии, которое долго не учитывалось в академических исследованиях, - это различие в том, что какими бы эффективными ни были в различных ситуациях положительные стимулы, отрицательные стимулы дешевле. Именно они определяют исход сделки. То есть, другими словами, намного легче потерять доверие, чем обрести доверие. Нужно очень много времени, чтобы создать любовь, и очень мало времени, чтобы ее уничтожить.

И вот потребители этих империй по воздействию на поведение попадают в скоростной круговорот. Почти как сверхскоростные трейдеры. Они получают отклик на свои затраты или какую-то другую деятельность, если это не инвестиции, и сразу видят, что работает, и делают на этом упор. И так как отклик незамедлителен, получается, что по большей части они реагируют на негативные эмоции, потому что именно такие эмоции возникают быстрее, так? Таким образом даже самые благонамеренные участники, уверенные, что они всего лишь рекламируют зубную пасту, в результате продвигают интересы озлобленных людей, негативных настроений, фанатиков, параноиков, циников и нигилистов. Именно их голоса усиливаются системой. И нельзя заплатить одной из этих компаний, чтобы она изменила мир к лучшему и укрепила демократию, а заплатить, чтобы она их разрушила, - можно. Вот в какую проблемную ситуацию мы себя загнали.

У нас есть альтернатива: огромным усилием повернуть время вспять и пересмотреть свое решение. Пересмотр будет означать две вещи. Во-первых, многие люди, которые могут себе это позволить, начали бы платить за пользование. Вы бы платили за поиск, вы бы платили за соцсети. Каким образом? Например, через абонентские взносы или через разовые оплаты по мере пользования. Вариантов достаточно. Возможно, кто-то из вас возмущается и думает: «Ну, знаете, я не стану за это платить. Да и кто вообще захочет платить?» Так вот, я хочу напомнить вам об одном недавнем случае. Примерно в то же время, когда компании вроде Google и Facebook формировали свой принцип бесплатности, во многих кибер-кругах также верили, что в будущем то же самое произойдет с телевидением и кино, что они уподобятся Wikipedia. Но тогда компании вроде Netflix, Amazon, HBO сказали: «Вообще-то, давайте подписывайтесь. Мы обещаем вам классные программы». И это сработало! Мы находимся сейчас на так называемом «телевизионном пике», так ведь? Иногда, если за что-то заплатить, оно становится лучше.

Мы можем вообразить эдакий мир «пика социальных сетей». Как бы это выглядело? Это означало бы, что, зайдя туда, вы могли бы получить совет от настоящего доктора, а не маньяка. Это означало бы, что, зайдя туда в поисках правдивой информации, вы не получите кучу немыслимых параноидальных теорий заговора. Можно представить себе эту замечательную возможность. Ах. Я мечтаю об этом. Я верю, что это возможно. Я уверен в том, что это возможно. И я уверен, что компании - Google, и Facebook, и им подобные - от этого только выиграют. Я не считаю, что нужно наказать Кремниевую долину. Нам просто нужно пересмотреть то решение.

Среди крупных технологических компаний только две по-настоящему зависят от поведенческих манипуляций и слежки в качестве своего бизнес-плана. Это Google и Facebook.

И я обожаю вас, ребята. Нет, серьезно, люди там фантастические. Я просто хочу сказать, если позволите, взгляните на Google: со всеми этими фирмами они могут до бесконечности множить центры затрат, но не центры прибыли. И изменить это они не могут, потому что сами на это подсели. Они подсели на эту модель так же, как и их пользователи. Они в той же ловушке, что и их пользователи, а так нельзя управлять крупной корпорацией. Так что в конечном счете это в интересах как акционеров, так и других заинтересованных в этих компаниях сторон. При таком решении выигрывают все. Просто нужно время, чтобы его обдумать. Нужно разобраться во многих деталях, но все абсолютно достижимо.

Биография

С 1980 года занимался разработкой видеоигр. В 1983 году стал звукоинженером-композитором и разработчиком фирмы Atari , участвовал в разработке игры Moondust . В 1984 году опубликовал в Scientific American статью о визуальном языке программирования , в том же году совместно с бывшим коллегой по Atari Томасом Циммерманом (англ. Thomas G. Zimmerman ) основал фирму VPL Research (от англ. visual programming language ). Компании удалось заполучить контракт NASA на исследования в сфере «наглядной коммуникации», максимальный годовой оборот фирмы составлял $6 млн, однако в 1990 году компания обанкротилась.

В 1990-е годы преподавал в Колумбийском университете, школе искусств Нью-Йоркского университета, был главным научным сотрудником проекта «Интернет2 » (1997-2001). В 2001-2004 годы - научный консультант Silicon Graphics . В начале 2000-х годов, исследуя проблематику баз данных , пришёл к выводу о необходимости специфической визуализации сложных моделей, например в виде виртуальных городов, полученных проецированием данных на трёхмерное пространство .

Библиография

В 2006 году написал ставшее популярным эссе «Цифровой маоизм: опасность нового онлайн-коллективизма» .

В 2009 году вышла книга «Вы не гаджет: манифест» .

В 2013 году выпустил книгу «Кто владеет будущим?» .

Напишите отзыв о статье "Ланье, Джарон"

Примечания

Литература

  • Частиков, Аркадий. Архитекторы компьютерного мира. - СПб. : БХВ-Петербург , 2002. - 384 с. - 3000 экз. - ISBN 5-94157-138-0 .
  • . Русская служба Би-би-си . Проверено 29 мая 2013. .

Ссылки

  • - официальный сайт Джарон Ланье

Отрывок, характеризующий Ланье, Джарон

Французские историки, описывая положение французского войска перед выходом из Москвы, утверждают, что все в Великой армии было в порядке, исключая кавалерии, артиллерии и обозов, да не было фуража для корма лошадей и рогатого скота. Этому бедствию не могло помочь ничто, потому что окрестные мужики жгли свое сено и не давали французам.
Выигранное сражение не принесло обычных результатов, потому что мужики Карп и Влас, которые после выступления французов приехали в Москву с подводами грабить город и вообще не выказывали лично геройских чувств, и все бесчисленное количество таких мужиков не везли сена в Москву за хорошие деньги, которые им предлагали, а жгли его.

Представим себе двух людей, вышедших на поединок с шпагами по всем правилам фехтовального искусства: фехтование продолжалось довольно долгое время; вдруг один из противников, почувствовав себя раненым – поняв, что дело это не шутка, а касается его жизни, бросил свою шпагу и, взяв первую попавшуюся дубину, начал ворочать ею. Но представим себе, что противник, так разумно употребивший лучшее и простейшее средство для достижения цели, вместе с тем воодушевленный преданиями рыцарства, захотел бы скрыть сущность дела и настаивал бы на том, что он по всем правилам искусства победил на шпагах. Можно себе представить, какая путаница и неясность произошла бы от такого описания происшедшего поединка.
Фехтовальщик, требовавший борьбы по правилам искусства, были французы; его противник, бросивший шпагу и поднявший дубину, были русские; люди, старающиеся объяснить все по правилам фехтования, – историки, которые писали об этом событии.
Со времени пожара Смоленска началась война, не подходящая ни под какие прежние предания войн. Сожжение городов и деревень, отступление после сражений, удар Бородина и опять отступление, оставление и пожар Москвы, ловля мародеров, переимка транспортов, партизанская война – все это были отступления от правил.
Наполеон чувствовал это, и с самого того времени, когда он в правильной позе фехтовальщика остановился в Москве и вместо шпаги противника увидал поднятую над собой дубину, он не переставал жаловаться Кутузову и императору Александру на то, что война велась противно всем правилам (как будто существовали какие то правила для того, чтобы убивать людей). Несмотря на жалобы французов о неисполнении правил, несмотря на то, что русским, высшим по положению людям казалось почему то стыдным драться дубиной, а хотелось по всем правилам стать в позицию en quarte или en tierce [четвертую, третью], сделать искусное выпадение в prime [первую] и т. д., – дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие.
И благо тому народу, который не как французы в 1813 году, отсалютовав по всем правилам искусства и перевернув шпагу эфесом, грациозно и учтиво передает ее великодушному победителю, а благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменяется презрением и жалостью.

Одним из самых осязательных и выгодных отступлений от так называемых правил войны есть действие разрозненных людей против людей, жмущихся в кучу. Такого рода действия всегда проявляются в войне, принимающей народный характер. Действия эти состоят в том, что, вместо того чтобы становиться толпой против толпы, люди расходятся врозь, нападают поодиночке и тотчас же бегут, когда на них нападают большими силами, а потом опять нападают, когда представляется случай. Это делали гверильясы в Испании; это делали горцы на Кавказе; это делали русские в 1812 м году.
Войну такого рода назвали партизанскою и полагали, что, назвав ее так, объяснили ее значение. Между тем такого рода война не только не подходит ни под какие правила, но прямо противоположна известному и признанному за непогрешимое тактическому правилу. Правило это говорит, что атакующий должен сосредоточивать свои войска с тем, чтобы в момент боя быть сильнее противника.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png